КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Анастасия Александровна Волченкова
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Ключевые слова: толерантность, ригидность, инклюзивное образование, «Уроки доброты»

Аннотация

Инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа обучающихся к образовательному процессу с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивных основ формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования. Обсуждается предположение о том, что целенаправленные и систематические занятия с элементами «Уроков доброты» создают условия для снижения ригидности у школьников и повышают толерантность к детям с особыми возможностями здоровья. Результаты эмпирического исследования, выполненного нами в рамках методологии системно-деятельностного подхода, позволяют надеяться на перспективность дальнейшего изучения проблемы формирования и повышения уровня толерантности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11.
2. Кашапов М.М. Роль творческого педагогического мышления в становлении толерантности // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / сост. Т.Л. Крюкова, В.А. Соловьева, О.В. Сосидко. Кострома, 2002. С. 171-172.
3. Кашапов М.М. Творческое педагогическое мышление как основа в становлении толерантности // Толерантность и проблема идентичности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9. Вып. 4. / Отв. ред. Н.И.Леонов, С.Ф.Сироткин. Ижевск. 2002. С. 264-268.
4. Кашапов М.М. Конфликтная компетентность как основа толерантного восприятия оппонента // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. ст / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. С. 15-18.
5. Кашапов М.М., Пугачева О.Ю. Формирование толерантного отношения к душевнобольным // Научный поиск: сб. науч. работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. проф. А.В.Карпова; ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2013. С. 187-192.
6. Кашапов М.М. Пугачева О.Ю. Формирование толерантного отношения к душевнобольным // Ярославский психологический вестник. Вып. 29. М.; Ярославль: РПФ «Титул», 2014. С. 108-110.
7. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты и самопознания. М.: Планета доброты, 2014. 63 с.
8. Солдатова Г.У. и др. Искусство жить с непохожими людьми / под ред А.Г. Асмолова и др. М.: Мин-во образования Московской обл.; Изд. дом «Московия», 2009.
9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.
Поступила в редакцию 2015-10-05
Опубликована 2015-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
75-80