ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ДИЗАЙНЕРСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

  • Любовь Ивановна Первина
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: проблематика осуществления учебного процесса в дизайнерских вузах, особенности организации учебного процесса, методическая оснащенность

Аннотация

В статье прослеживается проблематика учебного процесса в дизайнерских вузах с момента их создания и до сего дня; анализируются особенности его организации с позиций методической оснащенности. Рассматриваются и сравниваются достижения различных вузов страны. В 60-ые годы в структурах первых художественных вузов началась подготовка специалистов новой профессии, и осуществлялась она в рефлексии развития учебного процесса для художественных специальностей. Преподавательским составам приходилось разрабатывать педагогические концепции и методики среди смежных специальностей через насыщение программ новыми специальными дисциплинами. Переход от широкопрофильного образования к специализации первыми смогли осуществить столичные вузы. Значимо влияния традиции академизма на формирование отечественного дизайн-образования со стороны архитектуры, откуда пришли первые преподавательские кадры, и академического метода преподавания изобразительного искусства. Модернизация академических программ была предпринята кафедрой рисунка УралГАХА. В изданиях созданного ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) был представлен зарубежный опыт и восстанавливались достижения отечественного. Важным этапом в развитии дизайнерского образования в художественно-промышленных вузах стал процесс дополнения к общехудожественной и гуманитарной подготовке студентов цикла естественнонаучных и технических дисциплин. Проблемой для современных вузов является утраченная традиция подготовки преподавательских кадров. Задачи трудоустройства выпускников, переориентация дизайнерской практики в условиях рыночной экономики, актуализация вопросов дизайн-маркетинга и дизайн-менеджмента, пересмотр статуса дизайна и дизайнера в нашем обществе требуют переосмысления состояния дизайн-образования.

Литература

1. Дизайн в высшей школе. М., ВНИИТЭ, 1994.
2. Короткая Е. Дизайнерское образование. Обзор основных проблем. Дизайн. Сб. научных трудов. М., 1996.
3. Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Некоторые проблемы развития отечественного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1983.
4. Труды ВНИИТЭ. Сер. Дизайн-образование. Уральская школа дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1989.
5. Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып.49. Проблемы развития дизайн-образования. М.: ВНИИТЭ, 1986.
Поступила в редакцию 2015-10-05
Опубликована 2015-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
81-86