ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА

  • Людмила Геннадьевна Дмитриева
    • ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
  • Валерий Максимович Минияров
    • ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
  • Клим Александрович Шиняев
    • НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
Ключевые слова: психологическая устойчивость личности старшеклассника, факторы психологической устойчивости личности, валидность и надежность теста, профильные классы, образовательная среда

Аннотация

Приводится теоретический анализ проблемы психологической устойчивости личности старшеклассника, которая связывается нами с необходимостью адаптации к новым условиям образовательной среды профильного класса. Учащийся встречается с новыми педагогами, осваивает усложненную учебную программу, что влияет на его самооценку, стрессоустойчивость и на другие факторы психологической устойчивости личности. Чтобы выявить особенности процесса адаптации учащихся к профильному классу, был разработан тест «Определение психологической устойчивости личности», предназначенный для учащихся старших классов и проверенный нами на валидность и надежность. Вопросы теста составлены на основе теоретического анализа конструкта «психологическая устойчивость личности» и опроса испытуемых. Выделены структурные компоненты (когнитивный, волевой, поведенческий), описаны характеристики шкал (уровней) психологической устойчивости личности старшеклассника. Дается подробный анализ результатов, полученных в ходе апробации теста.

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 2001. 568 с.
2. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. С. 126.
3. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 362-370.
4. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. М.: Логос, 2012. 668 с.
5. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34. С. 78-82.
6. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под общ. ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд., доп. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 304 с.
7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997. С. 177-185.
8. Шиняев К.А. Особенности психологической устойчивости личности учащегося в образовательной среде как основа для разработки теста психологической устойчивости личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2 (6). С. 1438-1440.
9. Шиняев К.А. Психолого-педагогические факторы психологической устойчивости личности старшеклассника: дис.. канд. психол. наук. Самара, 2015. 182 с.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
11. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. С. 13-22.
Поступила в редакцию 2015-08-06
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
30-35