СВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ФРУСТРАЦИОННЫМИ РЕАКЦИЯМИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

  • Константин Рудольфович Сидоров
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
  • Татьяна Николаевна Ившина
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: воля, волевые качества, фрустрация, фрустрационные реакции, ранняя юность

Аннотация

Исследуется связь волевых качеств с фрустрационными реакциями в ранней юности. Проверяется гипотеза: чем выше уровень развития волевых качеств личности, тем меньше юноши и девушки оценивают ситуацию как фрустрирующую. Обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем выраженности ряда волевых качеств и фрустрационными реакциями в ранней юности. На основании корреляционных связей сделаны выводы о том, что инициативные юноши либо не придают значимости фрустрирующей ситуации, либо, наоборот, оценивают ее как угрожающую для себя, для проявления своей инициативности. Настойчивые учащиеся подчеркивают ситуацию фрустрации для того, чтобы успешно справиться с трудностями, и готовы преодолеть внутренние и внешние препятствия к достижению поставленной цели. Самостоятельные юноши обнаруживают возможность в полной мере осуществить все задуманное без вмешательства других. Ответственные школьники осознают значимость возлагаемой на них обязанности и потому стараются контролировать всю ситуацию в целом. Выдержка способствует более взвешенному разрешению ситуации фрустрации и помогает юношам достигать поставленных целей. Внимательные юноши меньше ожидают помощи и поддержки своего окружения, что требует большого ресурса внимания. Целеустремленность помогает юношам меньшее значение придавать собственной защите для того, чтобы успешно справиться с разрешением фрустрирующей ситуации. Раскрыты и наиболее характерные реакции юношей в ситуациях фрустрации: экстрапунитивные и импунитивные. Фиксация происходит, главным образом, на препятствиях.

Литература

1. Асейкина Л.С. Роль фрустрационной толерантности в социально - психологической адаптации иностранных студентов //Новые технологии. 2006. № 1. С. 5-8.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. 512 с.
3. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / под. ред. В.Е. Момота. М.: ДиаСофтЮП, 2002 г. 602 с.
4. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологич. журнал. Т. 16. 1995. ЖЗ. С.90-101.
5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
6. Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли // Проблемы психологии воли: материалы науч. конф. Рязань, 1974. С. 9-1.
7. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
8. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 г. 256 с.
10. Кузьмина Е.И., Мороз О.С. Свобода от фрустрации и жизнестойкость. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2010. № 2. С. 5-8.
11. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118-129.
12. Малинина Н.С., Парфенов Ю.А., Белов В.Г. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011 № 11 (81). С. 26-31.
13. Налчаджян, А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.
14. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2007. 392 с.
15. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тез. докл. V Всесоюз. съезда общества психологов. М., 1977. С. 19-20.
16. Пуни А.Ц. О препятствиях различной степени трудности как необходимых факторах проявления и развития воли // Тез. докл. Межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. С.6-9.
17. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 2. С. 61-73.
18. Сунцова Я.С. Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 99-106.
19. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. С.121-126.
20. Тарабрина, Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2 (4). С. 68-76.
21. Фрустрация: Понятие и диагностика: учеб.-метод. пособие: для студентов специальности 020400 «Психология» / сост. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.
22. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ): руководство. Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2004. 16 с.
23. Krieglmeyer, R. How to Overcome Frustration? The Influence of Frustration on Motivational Orientation and Motivational Intensity // Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät. Würzburg: der Julius-Maximilians-Universität Würzburg, 2007. 125 S.
Поступила в редакцию 2015-08-01
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
36-47