КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

  • Людмила Геннадьевна Дмитриева
    • ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
  • Дарья Николаевна Сергеева
    • ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Ключевые слова: креативность, конфликт, педагог, развитие, возрастные особенности

Аннотация

Креативность педагога рассматривается в статье как фактор, способствующий конструктивному разрешению конфликтов. Основная цель исследования - представление креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов как одной из важных характеристик личности педагога, которая позволяет ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает готовность к переменам и побуждает к поиску нестандартных решений в процессе разрешения конфликтов. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выделить основные компоненты креативности. В результате диагностической работы выявляются особенности проявления креативности в зависимости от возраста и стажа педагогов. Доказывается, что креативность личности учителя выступает как детерминанта оптимального типа реагирования в конфликте, является фактором конструктивного разрешения педагогических конфликтов и требует целенаправленного развития посредством специальной коррекционной работы.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: Питер, 2006.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Федоров, 2009. 416с.
4. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. … д-ра психол. наук. М., 1996.
5. Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дис. … канд. псих. наук. Казань, 2003. 147с.
6. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. С. 138.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебник. М.: Институт психологии РАН, 2007. 544 с.
8. Гришина Н.В. Позитивные функции конфликтов. URL: http://www.elitarium.ru/2009/11/23/pozitivnye_funkcii_ konfliktov.html
9. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
10. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 232 с.
11. Морозов А.В., Чернелевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. 560 с.
12. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 1. С. 57-62.
13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта СПб.: Питер, 2003. 250 с.
Поступила в редакцию 2015-08-12
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
48-50