ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

  • Наталия Николаевна Иванова
    • ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Ключевые слова: компьютерные программы, инновационные технологии, описательная связная речь, общее недоразвитие речи, расстройство аутистического спектра, нейрореабилитационная практика

Аннотация

В статье представлено подробное описание авторской компьютерной интерактивной программы для целенаправленного развития описательной связной речи методом планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014660167 от 2 октября 2014 г.). Программа предназначена для использования в области коррекционной педагогики (логопедии) и психологии (системное недоразвитие речи, задержка психо-речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра), в восстановительном лечении в неврологической и нейрореабилитационной практике (афазии), а также для работы с нормально развивающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая форма делает программу интересной, она легка в применении, рассчитана для использования широкой аудиторией: специалистами (логопедами, психологами, клиническими психологами, дефектологами, педагогами), а также родителями с детьми.

Литература

1. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. Либроком, 2009.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во «Азь», 1995.
3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
4. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
8. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002.
10. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 257-321.
11. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки).
12. Иванова Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование. (Электронный журнал). 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/authors/43889.shtml
13. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4, Т. II (Психолого-педагогические науки).
14. Иванова Н.Н. Язык как феномен жизни. Способы и алгоритмы развития устной и письменной речи // Нелинейный мир. Языки науки - языки искусства, 2006.
15. Иванова Н.Н. Разработка компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию устной речи // Cб. тр. XVII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование», Москва - Ижевск, 2010.
16. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Технология формирования описательной связной речи у детей с лексико-грамматическим ее недоразвитием // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 1. С. 91-95.
17. Иванова Н.Н. Формирование развернутых высказываний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологического знания (Теоретические и практические проблемы психологии). 2011. № 1 (18).
18. Иванова Н.Н. Опыт практического использования методики и компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию описательной связной речи // Гуманитарное и естественно-научное образование: сб. тр. XXI Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование». Москва - Ижевск, 2014.
Поступила в редакцию 2015-08-12
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
59-66