УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

  • Алексей Евгеньевич Причинин
    • ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет»
  • Анжелика Вячеславовна Причинина
    • МБОУ «Гимназия №83», г. Ижевск
Ключевые слова: риски образовательного проекта, управление рисками образовательного проекта, структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта, опытно-экспериментальная работа

Аннотация

В статье показана структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта, включающая в качестве базового компонента подсистему управления этими рисками, состоящей из следующих блоков: координация управления рисками, алгоритм их идентификации и анализа, банк методической информации (архив проектов, закономерности образовательных проектов, каталог рисков, методы их идентификации, анализа и управления; каталог факторов риска и прогнозная информация), оценка приемлемости риска, выбор методов и вариантов их минимизации. В рамках подсистемы управления рисками данного проекта разработан алгоритм их идентификации и анализа, включающий в себя следующие компоненты: анализ оснований для выявления рисков этого проекта; сбор и анализ фактического материала об образовательном проекте; выявление и анализ внешних и внутренних факторов его рисков; классифицирование проекта (его идентификация) и определение его типовых рисков; выявление и анализ нетиповых рисков; оценка выявленных рисков. Представлены результаты апробирования разработанной модели на практике. Отмечается, что управление рисками образовательного проекта на основе использования разработанной модели положительно влияет на его результативность.

Литература

1. Причинин А.Е. Методологические основы модели управления рисками образовательного проекта // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 66-75.
2. Причинина А.В., Причинин А.Е. Алгоритм идентификации и анализа рисков образовательного проекта // Материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам технологического образования школьников. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. С. 107-112.
3. Причинин А.Е. Факторы риска образовательных проектов // Materialy VIII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji “Wschodnie partnerstwo - 2012”. Przemysl: Nauka i studia, 2012. Vol. 7. Pedagogiczne nauki. Psychologia i socjologia. S. 3-10.
4. Причинин А.Е. Использование «SWOT-анализа» для анализа рисков образовательного проекта // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов I Междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2013 г. Издательство «Перо». С. 19-22.
5. Причинин А.Е. Методы управления рисками образовательного проекта // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: в 3 частях / под ред. В.В. Крашенинникова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. Ч. 1. С. 92-96.
6. Причинин А.Е. Принципы управления рисками образовательных проектов // Ежемесячный научный журнал. 2014. № 5 (ч. 2). С. 75-77.
7. Причинин, А.Е. Организационно-методические условия эффективного управления рисками образовательного проекта // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 1. С. 78-84.
Поступила в редакцию 2015-07-15
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
73-76