ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

  • Ольга Николаевна Бушмакина
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социальное бытие, природа человека, «естественное право», права человека, социальное тело, индивид, суверен, нация, язык

Аннотация

Проблема прав человека рождается на границе юридической и философской дискурсивностей, отграничивая бытие смыслов юридического поля от смыслов философских. Ввиду того, что ее постановка во многом определяется как современная попытка переопределения человеческой сущности в условиях актуального бытия, она, бесспорно имеет онтологический статус, необходимость осмысления которого осознается далеко не всеми. Между тем, осознание ее онтологического ракурса позволяет не только обратиться к истокам представления о генезисе понимания человеческой природы, но и установить взаимосвязь между самоопределением человеческого бытия и его самопредставлением в структурах правового, политического и философского дискурсивных полей, пересекающихся в точке заданной проблемы. Конституирование человеческой природы посредством ее определения в границах тела, задает проблему прав человека в поле биологических смыслов, распределенных между крайними точками жизни и смерти. В этом случае, тема прав человека высвечивается в круге проблем «естественного права» на жизнь. Абстрактность понятия «человека вообще», к которому апеллирует идея прав человека, затрудняет самоопределение человеческого бытия в его конкретности. Первичное определение человеческой природы через ее отношение к божественному или животному, задает полемическое поле проблемы прав человека. В прояснении сущности человеческого в процессе ее бесконечного «очищения», или сегрегации человеческого общества по различным биологическим критериям, бесконечно продуцируются «остатки» деления, то есть «исключенные», или homo sacri как воплощение «голой» жизни. Движение завершается уничтожением носителей «жизни, недостойной проживания». Решение проблемы видится в ином представлении человеческой природы, где человек понимается как существо говорящее, которое способно бесконечно переопределяться в слове, и в каждом акте говорения всякий раз воспроизводить и дополнять собственное языковое бытие.

Литература

1. Агамбен Дж. По ту сторону прав человека // Агамбен Дж. Средства без цели. М.: Гилея, 2015. С. 23-35.
2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.
3. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424 с.
4. Арендт Х. Философия и политика // История философии. Ежегодник. М.: ИФРАН, 2008. Вып. 13. С. 153-180.
5. Жижек С. Против прав человека. М.: Свободное марксистское изд-во, 2010. 34 с.
6. Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике // Критическая масса, 2005. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/km/2005/2/ra8.html
7. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005. 312 С.
8. Фуко М. Право на смерть и власть над жизнью // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц. М., Касталь, 1996. С. 238-271.
Поступила в редакцию 2015-04-06
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Философия. Социальная философия
Страницы
5-14