СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ

  • Ольга Викторовна Кузьмина
    • Уральский гуманитарный институт
Ключевые слова: ситуационный подход, жизненная ситуация, временная компетентность личности, удовлетворенность жизненной ситуацией, интерес к жизни

Аннотация

Обосновывается необходимость исследования временной компетентности личности в контексте ситуационного подхода. Представлена характеристика исследований психологического времени с учетом отношения к жизненной ситуации. В работе описана структурно-функциональная модель временной компетентности, выделены ее структурные показатели. Эмпирическое исследование направлено на установление взаимосвязи между показателями временной компетентности личности и удовлетворенности жизнью. Определяется влияние отношения к жизненной ситуации на показатели компетентности во времени. Дисперсионный анализ позволил доказать положение о том, что удовлетворенность жизнью способствует конструктивному развитию показателей ценностно-смыслового, мотивационного, операционально-технологического, познавательного и рефлексивного компонентов временной компетентности личности.

Литература

1. Болотова А.К. Время и его переживание в ситуации социальной нестабильности // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II науч.-практ. конф. 24 декабря 2003 и 8 декабря 2004 / под ред. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2004. 250 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
3. Воронин В.Н., Князев И.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. С. 255-258.
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., Смысл, 2008. 267 с.
5. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепции собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер. №6, вып.1. С. 70-77.
6. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. 124 с.
7. Егорова И.А. Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза // Вестн. Таганского ин-та управления и экономики. 2009. № 1. С. 99-104.
8. Леонов Н.И. Модель человека конструирующего // Социальный мир человека: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций». 17-19 апреля 2014 г., г. Ижевск / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2014. С. 12-14.
9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. 496 с.
10. Магнусон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 29-54
11. Осухова Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II науч.-практ. конференций 24 декабря 2003 и 8 декабря 2004 / под ред. Е.А.Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2004. 250 с.
12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.
13. Хомик В.С. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: дис. … канд. психол. наук, М, 1985, 153 с.
Поступила в редакцию 2015-04-15
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
26-33