ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЙ

  • Владимир Александрович Мазилов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского»
Ключевые слова: академическая психология, практическая психология, парадигмы, естественнонаучная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма

Аннотация

Обсуждается вопрос о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласование между ними нормальны и естественны: нет ничего экстраординарного в том, что между психологией академической (теоретико-экспериментальной, исследовательской), с одной стороны, и психологией практической, с другой, существует разрыв (расхождение, схизис, диссоциация). На наш взгляд, это естественно, так как это два разных вида деятельности, у них различные цели и задачи, «миссии», различная методология. В научной психологии происходит соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Психологическая практика - как любая практика - имеет свою теорию, и если в качестве таковой выступают не концепции академической науки, то этому должны быть причины. Стало быть в каких-то отношениях академическое знание не удовлетворяет конкретным требованиям к основе практики. Как было в свое время показано, для практик в качестве таковой основы могут выступать разнообразные мифологии. Опять же, ничего страшного не происходит, стоит попытаться понять, почему так происходит и почему академическое знание не удовлетворяет «практическим» запросам. Парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Утверждается, что эффективное разрешение противостояния между парадигмами возможно при пересмотре предмета психологии. Предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
2. Дессуар М. Очерк истории психологии. С.-Пб.: Книгоизд. О. Богдановой, 1912. 218 с.
3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теоретико-экспериментальная и практическая психология: две разные парадигмы? // Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ. М.: ИП РАН, 2012. С. 158-177.
4. Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3-21.
5. Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии: Научный журнал. 2006. Т. 1, вып. 1.С. 55-72.
6. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 2. С. 149-155.
7. Мазилов В.А Методология современной психологии: актуальные проблемы // Сибирский психологический журнал. 2013. № 50. С. 8-16.
8. Мазилов В.А. Перспективы парадигмального синтеза в современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2: Психолого-педагогические науки. № 3. С. 186-194.
9. Мазилов В.А. Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, № 1. С. 58-73.
10. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998. 356 с.
11. Роговин М.С. Введение в психологию. М.:Высшая школа, 1969. 384 с.
12. Спиркин А.Г., Юдин Э.Г., Ярошевский М.Г. Методология // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 359-360.
13. Современная психология: Справочное руководство. М.: Инфра-М, 1999. 683 с.
14. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.: МГУ, 1992. 92 с.
15. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.
16. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 411 с.
Поступила в редакцию 2015-04-15
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
42-46