КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

  • Наталия Николаевна Иванова
    • ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные программы, описательная связная речь, фонематические процессы, общее недоразвитие речи

Аннотация

Представлено описание двух интерактивных компьютерных программ для диагностики и развития фонематических процессов (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015612484 от 19 февраля 2015 г.) и развития описательной связной речи (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014660167 от 2 октября 2014), объединенных единым методическим основанием: приемами планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Программыпредназначены для коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с речевой патологией, с расстройством аутистического спектра и с нормативным развитием речи, а также для восстановления речевых функций у взрослых с афатическими дефектами различной этиологии. Программы рассчитаны на широкий круг специалистов (логопедов, психологов, клинических психологов, дефектологов, педагогов), а также могут применяться родителями для занятий с детьми в домашних условиях. В программах используются игровые элементы; они увлектельны и легки в применении.

Литература

1. Рубцов В.В., Каптелинин В.Н., Львовский В.А., Мульдаров В.К., Невуева Л.Ю., Поливанова Н.И. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения (психологическая концепция проектирования новых технологий обучения и развития детей) // Информатика и народное образование. 1989. № 3.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М.: Изд-во МГУ, 1995.
3. Архитектура виртуальных миров. / под науч. ред. М.Б. Игнатьева, А.В. Никитина, А.Е. Войскунского. СПб.: ГУАП, 2009.
4. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. // Дефектология. 2000. № 4. С. 23-27.
5. Королевская Т.К. «Видимая речь»: десять лет в России. // Дефектология. 1999. № 4. С. 57-65.
6. Кукушкина О.И. «Мир за твоим окном»: развивающая компьютерная программа // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С. 56-64.
7. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Полиграфсервис, 2003.
8. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки).
9. Иванова Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/authors/43889.shtml
10. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки).
11. Иванова Н.Н. Язык как феномен жизни. Способы и алгоритмы развития устной и письменной речи // Нелинейный мир. Языки науки - языки искусства. 2006.
12. Иванова Н.Н. Разработка компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию устной речи. // Cб. Тр. XVII Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование», М.; Ижевск, 2010.
13. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Технология формирования описательной связной речи у детей с лексико-грамматическим ее недоразвитием // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 1.
14. Иванова Н.Н. Формирование развернутых высказываний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Актуальные проблемы психологического знания (Теоретические и практические проблемы психологии). 2011. № 1(18).
15. Иванова Н.Н. Опыт практического использования методики и компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию описательной связной речи // Гуманитарное и естественно-научное образование: сб. тр. XXI Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование». М.; Ижевск, 2014.
16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. 2-е изд. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
17. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia, 2003.
20. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. Либроком, 2009.
Поступила в редакцию 2015-02-02
Опубликована 2015-03-25
Раздел
Педагогика
Страницы
52-59