ЭКРАННЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ: АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ГОЛЛИВУДСКАЯ ХОРРОР-РЕАНИМАЦИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Андрей Григорьевич Некита
    • ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Ключевые слова: мифология жертвы, архетип, саспенс-Самость, Герой, Антигерой, американский фильм ужасов, массовая культура, противодействие социокультурным угрозам

Аннотация

Погоня в американском фильме ужасов раскрывает архетипическую мотивацию Героя и преследующего его Антигероя. Если Герой убегает в надежде сохранить свою жизнь, то его преследователь, движимый мифологическими мотивами, формирует постмодернистский антипод классической традиции, как патомиф современной цивилизации. Подобная логика объясняет процесс превращения заурядной «добычи» в культурно значимую жертву, а самого преследования - в ритуальное священнодействие. «Добыча» становится жертвой по собственному выбору, поскольку бессознательно всегда готова к такому сценарию. Она берёт на себя ответственность за собственное будущее и за перспективы существования всей социальной общности. Это осуществляется за счёт принятия жертвой вины за все предыдущие коллективные преступления, совершенные далекими предками. Поэтому жертва выполняет консолидирующие для коллектива функции, становится священным существом, а её гибель символизирует процедуру очищения социума от элементов деструктивности и агрессии. Убийство, а затем воскрешение жертвы визуализирует схему символического воссоединения индивидуальных различий как условия диалектики общества и культуры. Американский фильм ужасов апробирует два сценария преследования жертвы. Первый повествует о её единоборстве с преследователем как о межличностном поединке, позволяющем выявить и позиционировать для зрителя актуальные персональные смыслы. Второй сценарий разворачивается в пространстве личных мифологий участников кровавой погони, хотя символика этого типа преследования опирается на общекультурные архетипические смыслы. Именно они задают структуру и содержание индивидуационных процессов, нацеленных на формирование Самости убегающего человека.

Литература

1. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
2. Жирар Р. Козел отпущения. СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.
3. Канетти Э. Масса и власть М.: Ad Marginem, 1997. 528 с.
4. Malenko S., Nekita A. Qorxu kinomatoqrafiyası: bio-siyasiləşdirilmiş patomifologiya kimi (II) // Philosophy and social-political sciences. Baki. 2017. № 2 (41). P. 98-117.
5. Михайлов Г.П. Жирар Р. Жертвоприношение как перформативный феномен современной поп-культуры // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №10(132). С. 164-170.
6. Некита А.Г., Маленко С.А. Архетипические истоки и институциональные стратегии трансформации социальных иерархий. Монография. Великий Новгород, 2009. 137 с.
7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы /пер с англ. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
Поступила в редакцию 2018-09-24
Опубликована 2018-12-05
Раздел
Философия
Страницы
371-377