НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛЬФА СОЛОМОНОВИЧА МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

  • Николай Ильич Леонов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Светлана Александровна Васюра
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Мерлин В.С, психология, наука, научная школа, ученый, теория, личность, индивидуальность, деятельность, стиль, системный подход

Аннотация

В статье рассматривается жизненный путь, научное творчество и преподавательская деятельность выдающегося отечественного психолога Вольфа Соломоновича Мерлина, 120-летие которого отмечается в 2018 году. В.С. Мерлин основал Пермскую научную психологическую школу, изучающую индивидуальность человека и ее развитие в различных социо-культурных условиях и сферах деятельности, подготовил плеяду известных психологов, внес большой вклад в организацию вузовской науки. В статье приводится периодизация его научного творчества. В.С. Мерлин - автор более 250 научных трудов по психологии личности, социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда. В статье уделяется внимание направлениям развития учения об интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

Литература

1. Васюра С.А. Научные школы отечественной психологии: краткий обзор. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017. 180 с.
2. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 141 с.
3. Воронова Е.Ю. В.С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны // Вестн. Перм. гос. гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 4-10.
4. Вяткин Б.А. Творческий путь В.С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. С. 26-40.
5. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 145-160.
6. Вяткин Б.А., Силина Е.А. Мерлин: ученый и педагог (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 90-94.
7. Вяткин Б.А., Силина Е.А., Щукин М.Р. Психологическая подготовка учителя в школе В.С. Мерлина: традиции и современность // Вестн. Перм. государственного гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2013. С. 5-18.
8. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в трудах В.С. Мерлина и их развитие (к 110-летию со дня рождения ученого) // Мир психологии. 2007. № 3. С. 256-264.
9. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. В.С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого) // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 146-156.
10. Климов Е. А. О труде и личности профессора В.С. Мерлина (штрихи к характеристике) // Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. С. 5-18.
11. Ильина А.И. Особенности проявлений общительности в связи с подвижностью нервной системы // Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1958. Вып. 23. С. 76-119.
12. Иоголевич Н.И. Теория интегральной индивидуальности и перспективы ее использования в рамках полисистемного подхода в исследовании деятельности // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия Психология. 2012. № 6. С. 32-36.
13. Интегральное исследование индивидуальности человека и ее развитие / под ред. Б.А. Вяткина. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. 328 с.
14. Леонов Н.И. Конфликтология. М.: МПСИ, 2010. 230 с.
15. Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 248 с.
16. Мерлин В.С. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта // Уч. зап. Казанск. гос. ун-та им. В.И. Ульянова-Ленина. 1953. Т. 113. Кн. 3. 124 с.
17. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 172 с.
18. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 303 с.
19. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги) // Проблемы экспериментальной психологии личности / Учен. зап. ПГПИ. Пермь, 1968. Т. 59. Вып. 5. С. 3-160.
20. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги) // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Т. 77. Вып. 6. С. 7-212.
21. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 120 с.
22. Мерлин В.С. Психологические воззрения М.Я. Басова // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.
23. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
24. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент. Характер: Общая психология / А.В. Петровский. Учебник для студентов пединститутов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976. С. 405-440.
25. Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 384 с.
26. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. 384 с.
27. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.
28. Самбикина О.С. Вклад В.С. Мерлина в современную психологию // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2016. № 1 (25). С. 148-151.
29. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Отв. ред. В.С. Мерлин. М.: Просвещение, 1974. 207 с.
Поступила в редакцию 2018-10-15
Опубликована 2018-12-05
Раздел
Психология
Страницы
403-411