ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ И ЛЕГИТИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Николай Дмитриевич Узлов
    • Национальный исследовательский институт дополнительного образования
Ключевые слова: половые различия, школьники, студенты, физическая агрессия, гнев, враждебность, легитимизированная агрессия

Аннотация

В статье представлены данные сравнительного эмпирического исследования склонности к агрессивным формам поведения и легитимизированной агрессии 88 учащихся 10-11 классов (46 мальчиков и 42 девочки) в возрасте 15-17 лет и 84 студентов технического вуза (53 мужчин и 31 женщин) в возрасте 17-23 лет. Между группами учащихся различий по половому признаку по всем видам агрессии не установлено. В группе студентов статистически значимые отличия установлены между показателями шкал «физическая агрессия» и общим показателем BPAQ; «личный опыт», «воспитание», «спорт» и интегральным значением шкал опросника ЛА-44, все - выше у мужчин. Все показатели шкал агрессии BPAQ у студентов статистически значимо выше, чем у школьников. По допустимости агрессии в различных жизненных сферах мальчики-школьники не отличаются от мужчин-студентов, а в женской выборке уровни легитимизированной агрессии у девочек-школьниц статистически значимо выше, чем у студенток по показателям «личный опыт», «воспитание», «спорт», интегральный показатель.

Литература

1. Агрессивность и враждебность у подростков с интернет-зависимым поведением / Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Утеулина О.Т. [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2014. № 4 (27) URL: http://mprj.ru.
2. Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
3. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях / Г.С. Банников, Н.Ю. Федунина, Т.С. Павлова [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 42-68. doi: 10.17759/cpp.20162403004
4. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 41-72.
5. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория //Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С.18-26.
6. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
7. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореферат дисс. …канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1996. 22 с.
8. Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в периоде ранней взрослости: автореферат дисс. …канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2006. 25 с.
9. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб.: прайм-Еврознак, 2005. 288 с.
10. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Kuznecova_Abramova.phtml
11. Маркелов И.П. Проблема агрессивного поведения в спорте // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, № 2. С. 121-125.
12. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. М.: Когито-Центр, 2008. 184 с.
13. Опросник легитимизированной агрессии. URL: http://psylab.info/Опросник_легитимизированной_агрессии.
14. Опросник уровня агрессивности Басса-Перри. URL: http://psylab.info/ Опросник_уровня_агрессивности_ Басса_-_Перри.
15. Пенкрат О.А. Отношение к агрессии специалистов и студентов медицинского и педагогического профиля // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2016. № 4. С. 52-56.
16. Психология подростка. Учебник. Под ред. А. А. Рсана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 480 с.
17. Пушкина А.С. Легитимизированная агрессия как проявление защитных механизмов психики старших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf.
18. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Мн.: НИО, 1997. 198 с.
19. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: автореферат дисс. …канд. психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород. 2008. 26 с.
20. Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психолого-педагогические исследования: электронный журнал. 2011. № 3. URL: http://psyedu.ru/ journal/2011/3/2414.phtml
Поступила в редакцию 2018-08-28
Опубликована 2018-12-05
Раздел
Психология
Страницы
424-430