НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ В МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Ольга Анатольевна Козырева
    • Сибирский государственный индустриальный университет
Ключевые слова: культура самостоятельной работы личности, методология формирования культуры самостоятельной работы личности, виды (типы) формирования культуры самостоятельной работы личности, модели формирования культуры самостоятельной работы личности, технологии формирования культуры самостоятельной работы личности

Аннотация

В статье определены теоретические и эмпирические составные научного обоснования возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования. Способность личности в этой модели ставить и решать задачи социализации и самореализации определяются как продукты и ресурсов качественного формирования и сформированности культуры самостоятельной работы. В системе непрерывного образования личность определяется в двух ролях - педагога и обучающегося. Типологии формирования и сформированности культуры самостоятельной работы определяются возрастосообразными, социально и профессионально ориентированными условиями становления и сотрудничества. Специфика постановки и решения задач развития личности в структуре функционирования непрерывного образования определяет возможность поэтапного, уровневого, персонифицированного достижения вершин продуктивного становления, основы которых определяются особенностями деятельности обучающегося и педагога. Возможность формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования доказывается на практическом и теоретическом уровнях. Условия реализации идей продуктивного становления, персонифицированного развития, социализации и самореализации личности - составные процедуры системного решения поставленной задачи определены в положениях, сведенных к педагогическим условиям оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности. Качественный и количественный анализ возможности формирования упомянутой культуры в модели непрерывного образования определяется на различных ступенях формирования культуры самостоятельной работы и возможности учета вида модели такого формирования; иллюстрация особенностей дополняется продуктами деятельности обучающегося и педагога, определяющими в исследовании модели персонифицированного решения задач развития.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Колтунова Е.А. Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 2. С. 225-233.
2. Алмазова Н.И., Мохоров Д.А. К вопросу о понятии преподавательская деятельность в современной доктрине образования // Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 1 (006). С. 5-12.
3. Ануфриев С.И., Костюкова Т.А. Модернизация современного российского образования: направления, пути реализации целей и задач // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 9-14.
4. Асташова Н.А. Гуманистические основы педагогической деятельности // Вестн. Брянского гос. ун-та. 2016. № 1 (27). С. 307-310.
5. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2015. № 6. С. 135-141.
6. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Миндзаева Э.В. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. С. 86-93.
7. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2 (3). С. 7-20.
8. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 4-11.
9. Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 51-58.
10. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47-54.
11. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 3-15.
12. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Бездумное чтение: чем могут помочь информационные технологии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 6. С. 3-8.
13. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей // Русская словесность. 2015. № 5. С. 53-59.
14. Горбунова Н.В. Педагогическое образование через призму компетентностного подхода // Уч. зап. Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68). № 2. С. 51-59.
15. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 163-171.
16. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект // Педагогика. 2017. № 1. С. 3-10.
17. Калимуллина О.А. Организационно-управленческие принципы процесса формирования творческой направленности личности // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2014. № 1 (37). С. 139-146.
18. Калимуллина О.А. Синергетический подход к организации досуга // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 2. С. 82-86.
19. Кашекова И.Э. Модернизация содержания и методов общего образования на принципах культуроцентричности // Педагогика искусства. 2014. № 4. С. 38-58.
20. Козырева О.А., Козырев Н.А., Свинаренко В.Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов : монография. М.: МИФИ, 2017. 400 с. ISBN 978-5-7262-2411-4.
21. Коновалов С.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2017. №1 (178). С. 58-63.
22. Костюкова Т.А. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. № 6 (14). С. 365-366.
23. Леонов Н.И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19-28.
24. Леонов Н.И., Главатских М.М. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 303-307.
25. Леонов Н.И., Казарина Н.Г. Здоровьесберегающие эффекты медиации в образовательном пространстве // Здоровьесберегающее образование. 2016. № 2 (51). С. 85-89.
26. Леонов Н.И., Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени в трудных жизненных ситуациях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 205-211.
27. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13-24.
28. Мухаметзянов И.Ш. Принципы здоровьеформирующего обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 1-6 (33). С. 93-96.
29. Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестн. Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 3-15.
30. Осмоловская И.М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 149-158.
31. Осмоловская И.М. Общедидактические и частнодидактические проблемы современного образования // Проблемы современного образования. 2014. № 2. С. 132-142.
32. Осмоловская И.М. Роль педагогической науки в развитии образования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2017. № 10 (210). С. 127-131.
33. Пурышева Н.С., Ромашкина Н.В., Крысанова О.А. О метапредметности, методологии и других универсалиях // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1 (1). С. 11-17.
34. Реан А.А. Инновационная культура в России как фактор повышения конкурентоспособность страны // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 45-48.
35. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 49-62.
36. Романов А.А. Миссия образования и образование человека в начале XXI века // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 6-7.
37. Романов А.А. Содержание образования и образ неординарной личности // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 1 (37). С. 5-10.
38. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
39. Селиверстова Е.Н. Субъектность как принцип систематизации современного дидактического знания // Педагогика. 2013. № 10. С. 25-33.
40. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя // Человек и образование. 2012. № 1. С. 4-8.
41. Сериков В.В. Проблема целостности образовательных систем // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2017. № 3 (116). С. 14-20.
42. Скрипкина Т.П. Поликультурное образование - альтернатива культуре насилия агрессии и нетерпимости // Вестн. Университета Российской академии образования. 2014. № 3 (71). С. 8-15.
43. Судьина Л.Н., Козырева О.А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
44. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 4-12.
45. Фоменко Г.Ю., Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Человек, субъект, личность в современной психологии // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 118-129.
46. Цветкова Л.А., Гурвич И.Н. Психология здоровья // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 48-52.
47. Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Образовательные технологии подготовки современного инженера-технолога // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 129-133.
48. Шихнабиева Т.Ш., Брежнев А.В. Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 3 (27). С. 50-57.
49. Шукшина Т.И., Мовсесян Ж.А. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 83-87.
50. Ярычев Н.У., Николов Н.О. Виды моделей уровней личностного бытия во взаимосвязи с моделями бытия мира // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 97-102.
Поступила в редакцию 2018-10-18
Опубликована 2018-12-05
Раздел
Педагогика
Страницы
437-453