БЕГСТВО ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА: АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА ПОГОНИ В АМЕРИКАНСКОМ ФИЛЬМЕ УЖАСОВ

  • Сергей Анатольевич Маленко
    • ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Ключевые слова: архетипическая мифология погони, символ, Герой, Антигерой, американский фильм ужасов, массовая культура, противодействие социокультурным угрозам

Аннотация

Статья посвящена анализу одного из распространенных сюжетов в американских фильмах ужасов: теме бегства и погони. Она раскрывается посредством анализа феноменологии образов Героя и Антигероя. Герой выступает символом обывателя со стандартным набором социальных ролей и духовных запросов, а Антигерой - его субъективная и бессознательная проекция, носитель истории цивилизации. Эксцентричная внешность и повадки Антигероя конфликтуют с традиционной нормативной коммуникацией и стандартами прекрасного, что актуализирует архаические способы организации социокультурного пространства. Они визуализируют первобытные формы страха перед неведомой природой, непонятным человеком и пугающим обществом. Образ Антигероя - это символ архаичности противоречий культуры, ужасный сигнал о критическом уровне социальной деструктивности и необходимости поиска форм ее нейтрализации. Хоррор-сценарий коммуникации Антигероя с его противоположностью заставляет Героя покинуть пространство появления злого персонажа и включиться в кровавую игру, участники которой персонифицируют зрительскую аудиторию и весь социокультурный контекст. Так создается архетипический сюжет бегства и преследования. В этом процессе «бегущий человек» вступает в ментальный контакт с Антигероем, создавая предпосылки для налаживания полноценного внутреннего диалога с неведомыми ранее сторонами своей натуры. «Бегство» является аллюзией преображения, а его смыслы атрибутируются в сакральных формах. Таким образом, символика «бегущего человека» представлена необходимой частью сложных процессов инициации и индивидуации, характеризуя внутренний драматизм становления сознания Героя.

Литература

1. Богораз-Тан В.Г. Миф об умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. 1926. № 1. С. 66-76.
2. Комм Дмитрий. Метаморфозы страха. Новейший американский триллер // Искусство кино. 2003. № 4. Апрель. URL: http://kinoart.ru/archive/2003/04/n4-article22.
3. Корнев В.В. Фильмы ужасов // Философские дескрипты: сб. науч. статей / под ред. О.Л. Сытых. Вып. 6. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. C. 68-77.
4. Malenko S., Nekita A. Qorxu kinomatoqrafiyası: bio-siyasiləşdirilmiş patomifologiya kimi (I) // Philosophy and social-political sciences. Baki. 2017. № 1 (40). P. 138-159.
5. Некита А.Г., Маленко С.А. Архетипические истоки и институциональные стратегии трансформации социальных иерархий. Монография. Великий Новгород, 2009. 298 с.
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 335 с.
7. Ромеро Дж. Зомби родом из шестидесятых // Частный корреспондент. 2011. 29 января. URL: http://www.chaskor.ru/ article/dzhordzh_romero_zombi_rodom_iz_shestidesyatyh_12112.
8. Флацино Дж. Юнгианские размышления о кино. Психологический анализ архетипов научной фантастики и фэнтези. URL: https://castalia.ru/perewody/posledovateli-yunga-perevody/2098).
9. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 c.
Поступила в редакцию 2018-10-18
Опубликована 2018-12-05
Раздел
Междисциплинарные исследования
Страницы
463-468