ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА И ДИАЛОГИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

  • Людмила Геннадьевна Дмитриева
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Дарья Николаевна Каримова
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
  • Галина Анатольевна Шурухина
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Ключевые слова: эгоцентризм, диалогичность, подросток, стиль поведения в конфликте

Аннотация

В статье говорится о проблеме эгоцентризма, которая наиболее ярко проявляется в младшем подростковом возрасте. В этот же период у подростка активно формируется самосознание, одним из компонентов которого является диалогичность личности. Соотнесенность явлений диалогичности и эгоцентризма личности характеризуется целым рядом противоречий, особенностям которых посвящено данное исследование. Проделанный авторами теоретический анализ подкреплен эмпирическими выводами и позволяет утверждать, что, несмотря на трудности процесса становления самосознания, среди которых эгоцентризм занимает ключевую для подросткового возраста позицию, к окончанию подросткового периода в целом самосознание подростка достигает высокого уровня сформированности, где уже достигнутая им диалогичность способствует открытости миру и становится важным условием полноценного развития.

Литература

1. Андреев А.С. Феномены личностного эгоцентризма в младшем подростковом возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 2. С. 26-34.
2. Бех И.Д. Технология интимно-личностного общения // Педагогика и психология. 2003. № 1. С. 17-29.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 158-199.
4. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 201-220.
5. Буртовая Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 11 (89). С. 96-102.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.
7. Дмитриева Л.Г. Ассимметрия диалога в субъект-субъектном взаимодействии. II Междунар. науч.-практ. семинар «Психология диалога и мир человека». Уфа, 2016. С. 56-63
8. Дьяконов Г.В. Психологія духовності і діалог // Діалог. Збірник наукових праць. Психологія і педагогіка. За ред. Д. Максименка. Київ-Кіровоград: РВЦ КДПУ ім. В. Винниченка. 2001. Вип. 2. С. 173-186.
9. Дьяконов Г.В. Психологія егоцентризму і образи духовності // Соціальна психологія. 2004. № 4 (6). С. 159-175.
10. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. 1999. № 1 (январь-март 1999). С. 264-278.
11. Ковалев Г.А. Психология воздействия: автореф. дис. … докт. психол. наук. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1991. 56 с.
12. Леонов Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Ижевск, 2002.
13. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности // Избранные труды. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
14. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 40-48/
15. Орлов А.Б., Бибрих Р.Р. Монолог… или диалог? Закономерности развития и формирования побуждения детей в семье. М.: Знание, 1996. 125 с.
16. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции.Кировоград: Центрально-Украинское издательство, 2001. 338 с.
17. Проблемы психологии современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1982.
18. Психология межличностного познания / под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
19. Сайфутдиярова Е.Ф.Личностный эгоцентризм как фактор конфликтности в подростковом возрасте// Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1, № 2. С. 90-114.
20. Тинигина А.А. Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 29-38.
21. Юрина А.А. Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологических характеристик личности подростка // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 79-89.
22. Dmitrieva L.G. Identification in dialogue // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists “scientific genesis”. European Association of pedagogues and psychologists “Science”, 2014. Vol. 2. P. 56-59.
23. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. 1967. Vol. 38, No. 4. P. 1024-1034.
Поступила в редакцию 2018-12-18
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Психология
Страницы
21-27