ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Татьяна Вячеславовна Огородова
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Валерия Сергеевна Тихонина
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Ключевые слова: внимание, объем, концентрация, спортивная деятельность, спортсмены, школьники, творческая деятельность

Аннотация

В спорте высших достижений высокий уровень внимания играет большую роль, поэтому актуальным является изучение развития данного процесса на начальных этапах подготовки спортсменов, влияния систематических физических нагрузок на совершенствование свойств внимания. В статье рассмотрены теоретические аспекты внимания в спортивной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования развития свойств внимания (концентрации и объема) школьников, которые занимаются спортом. Цель данной работы - выявить особенности развития свойств внимания у спортсменов, имеющих регулярные тренировки, по сравнению со школьниками, которые спортом не занимаются. В результате проведенного исследования установлено положительное влияние систематических занятий спортом на развитие свойств внимания, соответственно значимо более высокие показатели внимания у спортсменов. Установлено, что они в этом отношении превосходят сверстников, которые занимаются творчеством . При этом показано, что спортсмены командных видов имеют свои особенности в развитии внимания, обусловленные спецификой спорта и тренировочного процесса.

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 288 с.
2. Карданов А.Х., Карданова Е.В. Сравнительная характеристика проявления свойств внимания у спортсменов различных специализаций // Научный журнал. Вестник магистратуры 2016. № 6(57). Т. II. С. 84-86
3. Кашапов М.М., Огородова Т.В., Токарева В.Б. Локус контроля и эмоциональный интеллект в деятельности спортсменов // Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием по психологии спорта и физической культуры «Рудиковские чтения-2015». М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 93-95. ISBN 978-5-905760-45-7.
4. Кашапов М.М., Воскресенский А.М. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте спортсменов // Курский научно-практический вестник Человек и его здоровье. 2017. № 3. С. 124-128.
5. Кашапов М.М., Огородова Т.В., Тимофеева Л.В. Личностные особенности гимнасток, выступающих в индивидуальных и групповых упражнениях, в условиях нестандартных ситуаций // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 21. С. 28-35.
6. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование ситуативности / надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 189-202.
7. Кашапов М.М. Специфика творческого мышления субъекта // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 599-611.
8. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.
9. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987. 336 с.
10. Найдиффер Р.М. Внимание в спорте. // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М: АСТ: Астрель, 2008. С. 584-616.
11. Полянчиков Д.С. Методика формирования игрового внимания у юных хоккеистов 11-12 лет: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 154 с.
12. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов и др.; под ред. А. В. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
13. Рудик П.А. Психология. Учебник для ин-тов физической культуры. Издание 2-е испр. и доп. М.: ФиС, 1964. 462 с.
14. Сафонов В.К. Психология в спорте: теория и практика // СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 232 с.
15. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет // Вестник С(А)ФУ. Серия: Естественные науки. 2013. № 2. С. 96-101.
16. Тихонина В.С., Огородова Т.В. Динамика развития свойств внимания у юных футболистов // Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием по психологии спорта и физической культуры «Рудиковские чтения - 2015». М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 112-115.
17. Шамардин А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов. Монография. Саратов: Научная Книга, 2008. 239 с.
18. Burton D., Raedeke T. Sport psychology for coaches // Champaign, IL: Human Kinetics, 2008. 304 с.
Поступила в редакцию 2019-01-10
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Психология
Страницы
37-42