ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Александр Аркадьевич Баранов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Александра Сергеевна Сунцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная готовность педагога, дети с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблемы кадрового обеспечения инклюзивного образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных организаций предъявляет к педагогам требования овладеть новыми знаниями и умениями разрабатывать и применять адаптированные образовательные программы и адаптивные методы обучения в соответствии с особыми потребностями обучающихся. Цель эмпирического исследования - выявление динамики готовности педагогов к обучению детей в инклюзивных классах. Как метод исследования использовалась анкета, разработанная авторами на основе предложенной С.В. Алехиной трехкомпонентной модели профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию. Исследование проводилось в 2014-м и в 2018-м гг. в школах Удмуртской Республики, реализующих практику инклюзивного обучения. Полученные результаты позволили выявить значимые изменения по следующим параметрам готовности: знание особенностей развития детей различных нозологий, умение дифференциации образовательного процесса благодаря применению вариативных способов обучения. Опрос педагогов позволил определить затруднения в процессе реализации обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы.

Литература

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136-145.
2. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. М.: МГППУ, 2015. С. 20-24.
3. Реан А.А., Баранов А.А., Сунцова А.С. Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. 2017. № 4. С. 38-56.
4. Ряписова А.Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. 2017. Т. 7, № 1. С. 7-20.
5. Хитрюк В.В. Компетентностная характеристика уровней сформированности инклюзивной готовности педагогов // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 5. С. 138-146.
6. Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017.Т. 19, № 3. С. 26-43.
7. Florian L. Inclusive pedagogy: a transformative approach to individual differences but can it help reduce educational inequalities? // Scottish Educational Review. 2015. Vol. 47(1). P. 5-14. URL: http://www.scottish-educational-review/ articles/2015/2015_47-1_May_03_Florian.pdf (дата обращения:22.11.18).
Поступила в редакцию 2019-01-09
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Педагогика
Страницы
55-62