ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Сергей Валерьевич Коновалов
    • Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (Самарский университет)
  • Николай Анатольевич Козырев
    • Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
  • Ольга Анатольевна Козырева
    • Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Ключевые слова: педагогическое моделирование, модель, культура самостоятельной работы личности, педагогическая методология, технология системно-педагогического моделирования, педагогические условия оптимизации качества, педагогические конструкты, педагогические конструкторы

Аннотация

В статье детализированы особенности детерминации и уточнения категории «педагогическое моделирование» в широком, узком, локальном, персонифицированном, унифицированном, адаптивном, акмепедагогическом и здоровьесберегающем смыслах, определяющих и визуализирующих различные направления традиционной и инновационной педагогики в системе непрерывного образования и практике разработки и реализации программно-педагогического сопровождения, фасилитирующего изучение и использование педагогической методологии в научном поиске и научно-педагогическом исследовании общей и профессиональной педагогики. Особенности изучения возможностей использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования осуществляется в системе непрерывного образования: на ступенях среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации), где культура самостоятельной работы личности и продуктивность деятельности личности детализируют процесс и продукты моделирования и уточнения различных граней и элементов целостного педагогического процесса, гарантирующего повышение качества обучения и преподавания на различных уровнях постановки и решения задач и противоречий современного образования. Специфика детерминации и оптимизации теоретико-методологических возможностей использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования осуществляется в иерархии реализуемых стандартов (ФГОС), целей, принципов, форм, педагогических технологий и педагогических условий, в единстве гарантирующих качественное решение задач развития («хочу, могу, надо, есть») личности и социально-образовательного пространства в целом. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы как средства и продукты педагогического моделирования являются уникальными технологиями оптимизации качества педагогической деятельности и сотрудничества. Детализированные примеры использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерного образования раскрывают особенности продуктивного становления личности в системе выполняемых и реализуемых условий развития в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений. Теоретико-методологические основы использования педагогического моделирования представлены в реализуемых условиях оптимизации качества использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования и уточненных методологических подходах, фасилитирующих построение и реализацию научно-педагогического поиска и продуктивного решения задач педагогической деятельности.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Колтунова Е.А. Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 2. С. 225-233.
2. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. О роли гуманитарного образования в системе профессиональной подготовки инженерных кадров // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 18-27.
3. Ануфриев С.И., Костюкова Т.А. Модернизация современного российского образования: направления, пути реализации целей и задач // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 9-14.
4. Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И. От инноваций в обучении к инновационным формам контроля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007. № 4. С. 85-91.
5. Асташова Н.А. Аксиологические основания модернизации современного отечественного образования // Непрерывное образование. 2014. № 3 (9). С. 54-56.
6. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Информационное образование в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 42-51.
7. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 4-11.
8. Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 51-58.
9. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 3-15.
10. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей // Русская словесность. 2015. № 5. С. 53-59.
11. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.
12. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 163-171.
13. Карабущенко Н.Б. Ценностные ориентации современной российской элиты // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 9. С. 4-11.
14. Карабущенко Н.Б. Элитологическая компетентность личности // Акмеология. 2012. № 1 (41). С. 24-26.
15. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Практическая реализация смешанного обучения в педагогическом вузе // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 6 (108). С. 13-21.
16. Караяни А.Г., Поляков С.П. Совершенствование обучения курсантов копинг-стратегиям поведения в стрессовых ситуациях // Право и образование. 2018. № 2. С. 4-10.
17. Кашекова И.Э. Модернизация содержания и методов общего образования на принципах культуроцентричности // Педагогика искусства. 2014. № 4. С. 38-58.
18. Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 8 (август). URL: http://e-koncept.ru/2018/181049.htm
19. Козырева О.А. Разработка и апробация концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 421-429. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.311.
20. Козырева О.А. Теоретико-методологические основы формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 4 (67). С. 114-125.
21. Козырева О.А., Козырев Н.А., Свинаренко В.Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. М.: МИФИ, 2017. 400 с. ISBN 978-5-7262-2411-4.
22. Козырева О.А., Козырев Н.А. Возможности моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27789
23. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177-181.
24. Коновалов С.В., Бойкова И.В., Козырева О.А. Формирование культуры самостоятельной работы студентов техникума: модели и возможности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27953
25. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. № 2. С. 3-13.
26. Костюкова Т.А. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. № 6 (14). С. 365-366.
27. Леонов Н.И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19-28.
28. Леонов Н.И., Главатских М.М. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 303-307.
29. Леонов Н.И., Казарина Н.Г. Здоровьесберегающие эффекты медиации в образовательном пространстве // Здоровьесберегающее образование. 2016. № 2 (51). С. 85-89.
30. Леонов Н.И., Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени в трудных жизненных ситуациях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 205-211.
31. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13-24.
32. Мухаметзянов И.Ш. Принципы здоровьеформирующего обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 1-6 (33). С. 93-96.
33. Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 3-15.
34. Осмоловская И.М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 149-158.
35. Осмоловская И.М. Общедидактические и частнодидактические проблемы современного образования // Проблемы современного образования. 2014. № 2. С. 132-142.
36. Пат. 2447515 РФ, МПК 7 G09B19/24 Тренажер для обучения электродуговой сварке/ Шурупов В.М., Козырев Н.А. № 2011104516/12 (006345), Заявл. 08.02.2011.
37. Пат. 2576717 РФ, МПК8 B23 К35/362 Флюс для сварки / Крюков Н.Е., Крюков Е.Н., Козырев Н.А., Крюков Р.Е., Козырева О.А.; ОАО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций» им. Н.Е. Крюкова. № 2014122996/02(037469), Заявл. 05.06.2014,опубл. 10.03.2016. бюл. 7.
38. Романов А.А. Содержание образования и образ неординарной личности // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 1 (37). С. 5-10.
39. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
40. Селиверстова Е.Н. Субъектность как принцип систематизации современного дидактического знания // Педагогика. 2013. № 10. С. 25-33.
41. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя // Человек и образование. 2012. № 1. С. 4-8.
42. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 4-12.
43. Фоменко Г.Ю., Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Человек, субъект, личность в современной психологии // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 118-129.
44. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 88-93.
45. Шевченко Р.А. Тренажер для обучения сварщиков в модели непрерывного образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2018. №4. С.296-305.
46. Шихнабиева Т.Ш., Брежнев А.В. Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 3 (27). С. 50-57.
47. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Мирошкин В.В. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 11-13.
48. Kozyreva O.А., Kozyrev N.А., Boikova I. V., Gutak O.Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 17. DOI 10.2412/ mmse.34.90.847.
49. Kryukov R.Е., Kozyreva O.А., Kozyrev N.А. The carbon-fluorine additives for welding fluxes // Mechanics, Materials Science & Engineering Journal (MMSE Journal). 2016. Vol. 2. P. 5-13.
Поступила в редакцию 2019-01-09
Опубликована 2019-02-20
Раздел
Педагогика
Страницы
72-86