ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛЬНОГО И СЕМАНТИЧЕСКОГО В ХРОНОТОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ВАРШАВЫ 80-х - 90-х гг ХХ ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. ХМЕЛЕВСКОЙ)
Аннотация
Исследование пространственной организации городской среды ХХ столетия, облик которой был сформирован во многом развитием архитектурного искусства, - достаточно актуальное направлением в современной гуманитарной науке. При философском рассмотрении данной проблематики необходимое внимание должно уделяться первоосновному, онтологическому соотношению материального и идеального в структуре городской пространственно-временной организации. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в осуществлении в его рамках анализа конфигурации городского пространства с помощью понятия хронотопа, выражающего собой онтологическую структуру, включающую в себя, кроме привычных для данной категории пространственного и временного измерений, базисное соотношение материи и эйдоса, противоположных по своему способу бытия, но сосуществующих в диалектическом единстве. Посредством обращения к литературно-художественному образу Варшавы, выраженному во многих произведениях польской писательницы последней трети ХХ в. И. Хмелевской, показывается взаимосвязь между художественным хронотопом (абрисом Варшавы в литературном произведении) и семантической структурой сущего (социокультурным обликом Варшавы как налично-предметного сущего). С помощью аналитики основных особенностей организации публичного и приватного городского пространства, художественное описание которых содержится в романах писательницы, раскрывается соотношение четырех присущих хронотопной общности атрибутов: пространственного, временного, материального и семантического, - диалектическая взаимосвязь которых образует целостную структуру городской среды и служит бытийной матрицей, конституирующей ее организацию.
Литература
2. Золотухина-Аболина Е. В.В. Налимов. М.: ИКЦ МарТ; Ростов-н/Д: Изд. центр МарТ, 2005. 128 с.
3. Кузюрина Е.М. Архитектура Народной Польши как отражение политических идей // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 240-246.
4. Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля (Перевод и комментарий ХIII-й и XIV-й книги «Метафизики» Аристотеля). М.: Академический Проект, 2011. 251 с.
5. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. 288 с.
6. Политов А.В. Хронотоп запечатленного бытия // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 1. С. 8-13.
7. Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель, 1996. 528 с.
8. Хмелевская И. Гарпии. Екатеринбург: ООО «У-Фактория», 2000. 592 с.
9. Хмелевская И. Дом с привидением. Екатеринбург: ООО «У-Фактория», 1997. 560 с.
10. Хмелевская И. На всякий случай. URL: https://royallib.com/read/hmelevskaya_ioanna/na_vsyakiy_ sluchay.html#0.
11. Хмелевская И. Сокровища. 2/3 успеха. Екатеринбург: ООО «У-Фактория», 1997. 637 с.
Опубликована 2019-02-20