АБНОТИВНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Ключевые слова: одаренность, абнотивность, диагностика и формирование абнотивности

Аннотация

В статье рассматривается психологическая готовность учителя к работе с одаренными школьниками как интегральная характеристика, как совокупность функциональных, операциональных и личностных компонентов. У педагогов, успешно работающих с одаренными обучающимися, структуры ПВК и профессионально-важных умений (ПВУ) находятся во взаимосвязи и взаимодополнении друг с другом. У педагогов, не имеющих высоких достижений в работе с одаренными учащимися, группы ПВК и ПВУ функционируют обособленно, как две самостоятельные подструктуры. Сравнительный анализ групп педагогов до и после обучения показал, что уровень развития ПВК выделенного комплекса повысился, структура психологической готовности приобрела пластичный и гибкий характер, позволяющий учителю приобретать новые конструктивные способы деятельности, повышающие успешность в работе с одаренными обучающимися. Установлено, что среди эффективно работающих после обучения педагогов не было ни одного с низким уровнем абнотивности. Обосновано, что абнотивность как ПВК педагога - необходимое качество для его успешной деятельности с одаренными обучаемыми. Дано авторское определение абнотивности как способности учителя к адекватному восприятию, пониманию и принятию креативности ученика, способности заметить одаренного учащегося и оказать ему необходимую поддержку в развитии его творческого потенциала посредством конструирования такой образовательной среды, условия которой становятся средствами саморазвития обучаемого.

Литература


  1. Адушева Ю.А., Кашапов М.М. Как определить абнотивность преподавателя ВУЗа // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Отв. за вып. проф. М.М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2003. С. 71-73.

  2. Адушева Ю.А. Психологические особенности абнотивности преподавателя вуза (исследование и формирование). Ярославль, ЯрГУ, 2004, 72 с.

  3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ, 1996.

  4. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011.

  5. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

  6. Григорьева Е.М. Кашапов М.М. Абнотивность учителя // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе: тезисы докладов V областной научно-методической конференции. Часть 1. Ярославль, 1999. С. 74-75.

  7. Губина М.В. Развитие абнотивности педагога в локальной профессиональной среде: системный и личностно-деятельностный подходы // Поволжский педагогический поиск. 2016, 2 (16). С. 38-41.

  8. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН. 2001.

  9. Зверева А.А., Кашапов М.М. Абнотивность педагога как средство формирования креативности обучаемых // Одаренные дети: теория и практика. М.: Психологический институт РАО – МГППИ. 2001. С. 156-158.

  10. Кашапов М.М. Психологические компоненты абнотивности педагога // Образование и психология. Ананьевские чтения – 2001. Тезисы научно-практ. конф. 23-25 окт. 2001 г. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 512-514.

  11. Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления. Монография / Под ред. М.М. Кашапова. М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2003. С. 331-397.

  12. Кашапов М.М. Специфика творческого мышления субъекта // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 599-611.

  13. Кашапов М.М., Дударева Н.В. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми // Вестник Московского городского педагогического университета. Науч. журн. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 2 (24). С. 67-76.

  14. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.

  15. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 57-65.

  16. Кашапов М.М. Психология творческого мышления : учеб. пособие. М. ИНФРА-М, 2017. 436 с.

  17. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. 344 с.

  18. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011.

  19. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Изд. центр Академия, 2000.

  20. Лукьянова М.И., Губина М.В. Развитие абнотивности педагога. Ульяновск: УлГТУ, 2017. 280 с.

  21. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2006.

  22. Митина Л.М. Профессиональное развитие и профессиональная карьера: конфликт или синтагма /Л.М. Митина // Вестн. Удм. ун-та. 2016. Т. 26, вып. 2. С. 131-135.

  23. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста: Научно-методическое пособие. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 135 с.

  24. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.; Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014.

  25. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Магистр», 1998.

  26. Ракитская О.Н., Григорьева Е.М., Кашапов М.М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога // Исследование педагогического мышления / под науч. ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. С. 97-119.

  27. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.

  28. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011.

  29. Фримен Дж. Обучение одаренных детей в Западной Европе // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 63-73.

  30. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал, 2011. Т. 32. № 5. С. 69-78.

  31. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 200 с.

  32. Цветков В.Я. Когнитивный файл как образовательная модель // Перспективы науки и образования. 2016. Т. 19, № 1. С. 12-16. URL: http://psyjournals.ru/science_and_education/2016/n1/tsvetkov.shtml (дата обращения 26.12.2016).

  33. Чернецкая Н.И. Психология творчества: общепсихологический, возрастной и педагогический аспекты: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016.

  34. Шадриков В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить: монография. М.: Университетская книга, 2016.

  35. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

  36. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН. 2008.

  37. Gibbs J. A Theory about Control. Boulder, O: Westview Press, 1994. 411 p. 

  38. Heller Kurt A. (1990): Zielsetzung, Methode und Ergebnisse der Münchner Längsschnittstudie zur Hochbegabung // Psychologie in Erziehung und Unterricht, Vol. 37: pp. 87-100.

  39. Landau, E. Existential Reading // Gifted International. № 2. V.V1. 1991. P. 54-59.

  40. Lindsey M. Training Teachers of the Gifted and Talented. Teachers College, Columbia University. New York, 1985. 60 p.

  41. Renzulli J.S. What Makes Giftedness: Reexamining a Definition // Psychology and Education of the Gifted / Ed. by Barbe W.B. and Renzulli J.S. New York, USA: Irvington Publishers, Inc., 1981. P. 55-65.

  42. Renzulli J. (May 2001). Evaluation of a Preschool Nutrition Education Program Based on the Theory of Multiple Intelligences // Journal of Nutrition Education. 33 (3): 161–166. PMID11953232.

  43. Reis S.M. & Renzulli, J.S. (2004). Current Research on the Social and Emotional Development of Gifted and Talented Students: Good News and Future Possibilities // Psychology in Schools, 41, published online in Wiley InterScience.

  44. Shenfield T. (2014). Twice Exceptional: When Your Child is Both Gifted and Learning Disabled // Advanced Psychology. URL: http://www.psy-ed.com/wpblog/gifted-and-learning-disabled/ (Access date 15.12.2016).

  45. Torrance E.A. Quiet revolution // Journal of creative behavior. 1998. Vol. 23, № 5. P. 136-145.

Поступила в редакцию 2019-01-27
Опубликована 2019-06-17
Раздел
Психология
Страницы
137-147