РОЛЬ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ЛИЧНОСТИ В ОЦЕНКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ СТРЕССЕ

  • Татьяна Леонидовна Крюкова
    • ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»
  • Анастасия Олеговна Арипова
    • ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»
Ключевые слова: социальная и эмоциональная поддержка, социальная сеть, широта, плотность, структура социальной сети

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологических качеств социальной сети личности со значением для нее эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях с разным уровнем эмоциональной сложности. В исследовании приняли участие 196 человек (98 мужчин и 98 женщин) в возрасте от 17 до 60 лет. Анализируются характеристики социальной сети личности (широта, плотность, структура) и то, как она оценивает степень эмоциональной сложности различных стрессовых ситуаций. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, указывают на взаимосвязь широты и структуры социальной сети со значением эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях среднего и выше среднего уровней эмоциональной трудности. При этом взаимосвязи социально-психологических качеств сети со значением поддержки для личности в повседневных/эмоционально простых ситуациях не выявлено, что подтверждает нашу гипотезу.

Литература


  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

  2. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

  3. Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека // Психологический журнал, 2004. Т. 25, № 3. С. 107-117.

  4. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. М., 1993. 80 c.

  5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

  6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

  7. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. Ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. С. 279-285.

  8. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб., Речь, 2005. 240 с.

  9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 296 с.

  10. Крюкова Т.Л. Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления. Тез. докл. на науч. конф. / Отв. ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. М.: Институт психологии РАН, 2003. С. 86-89.

  11. Матрехина Н.В. Социальная сеть человека в контексте его жизненных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 22 с.

  12. Силантьева Т.А. Социальная поддержка как ресурс совладания со стрессом в трудной жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2010. Т. 1. С. 177-179.

  13. Фонтана Д.; Как справиться со стрессом; Перри Г. Как справиться с кризисом; Брум, А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 352 с.

  14. Cohen S., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 98. P. 310-357.

  15. Dixon N.F. Humor: A cognitive alternative to stress? In I.G. Sarason & C.D. Spielberger (Eds.), Stress and anxiety. Washington, DC: Hemisphere, 1980. Vol.7. P. 281-289.

  16. Eriksen W. The role of social support in the pathogenesis of coronary heart disease. A literature review // Family Practice. 1994. № 11. P. 201-209.

  17. Hansell S. Adolescent Friendship Networks and Distress in School // Social Forces. 1985. № 63. P. 698-715.

  18. Regan Р.С. Close Relationships. NY and London: Routledge, 2011. 390 p.

  19. Vaux A. Social Support: Theory, Research, and Intervention. New York: Praeger, 1988. 355 p.

Поступила в редакцию 2019-03-04
Опубликована 2019-06-17
Раздел
Психология
Страницы
160-166