ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Ольга Евгеньевна Кузнецова
    • Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
  • Евгения Викторовна Большакова
    • Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: социальные представления, русские народны сказки, мультфильмы

Аннотация

Цель данного исследования - выявление особенностей представлений о русской народной сказке у младших школьников. Выборка составила 125 учащихся третьих классов и поделена по половому признаку и статусу образовательной организации. Мы предполагали, что ядро представлений у младших школьников о русской народной сказке не является целостным вследствие влияния средств массовой информации, в частности мультипликационных фильмов, а периферия представлений будет слабо выражена. Методом сбора данных послужила авторская анкета. Результаты исследования показали, что представления о русских народных сказках у младших школьников не имеют целостного ядра и противоречивы; периферия представлений разнородная, стереотипная. Выявлено, что волшебные русские сказки школьникам мало известны, они больше ориентируются на героев мультфильмов, а не на сказочных героев. В гендерном плане более целостный характер имеют представления у мальчиков, а не у девочек. Наиболее сформированы и целостны представления у школьников городской средней образовательной школы. Несмотря на большую информированность о русских народных сказках, гимназисты более ориентированы на зарубежные сказки и мультфильмы.

Литература


  1. Абраменкова В.В. Сказка как социокультурная модель внутрисемейных отношений в представлениях дошкольника // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. М., 2016. С. 10-16.

  2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2000. 416 с.

  3. Адамьянц Т.З. Дети в социокультурной среде // Россия реформирующаяся. 2009. № 8. С. 404-407.

  4. Алексеенкова Е.Г., Андреева В.Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки и ее композиции // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 40-42.

  5. Алещенко Е.И. Этноязыковая картина мира в текстах русского фольклора (на материале народной сказки) : автореф. дис. … докт филол. наук. Волгоград, 2008. 42 с.

  6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. 239 с.

  7. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Социальные представления о бедном и богатом сказочных персонажах // Вестник практической психологии образования 2009. № 3(20). С. 22-27.

  8. Елина А.К. Отрицательные герои русских народных сказок в восприятии носителей языка // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 368-370

  9. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с., ил. (Тр. д. чл.-кор. АПН СССР). С. 66-90.

  10. Красова Е.Ю. Социализирующая роль сказки в оценках воронежской молодёжи // Известия ВГПУ, 2012. № 2 (261). С. 124-128.

  11. Кузнецова Н.В. Народные сказки как средство формирования представлений о толерантности у младших школьников // Трансформация социальных отношений в региональном социуме. Саранск, 2016. С. 424-428.

  12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.

  13. Тимошенко А.А. Структура волшебной сказки и её субъективной модификации в пересказах детей и взрослых // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Психология». 2014. Т. 7, № 2. С. 116-121.

  14. Фузулзянова Л.Г. Представление пространства в татарских народных сказках // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2016. № 7-3 (61). С. 51-53.

  15. Шапа Е.П. Межкультурные аспекты и стереотипные представления в английском, русском и румынском вариантах народной сказки // Иностранные языки в высшей школе. № 2. С. 122-129.

  16. Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. Vol. 2. № 2.

  17. Abric J.-Cl. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Cinquième conférence internationale sur les représentations sociales. Montreal, 2000.

  18. Jodelet D. Mémoire de masse: le côté morale et affectif de l’histoire // Bulletin de Psychologie. 1992. Vol. XLV. № 405.

  19. Jodelet D. Représentation sociale: phenomenes, concept et theorie // Psychologie sociale / Ed. by S. Moscovici. P: PUF, 1984b. 357-378.

  20. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations / Ed. by M. Farr, S. Moscovici. Cambridge-Paris: CUP, 1984. 3-69.

Поступила в редакцию 2019-02-17
Опубликована 2019-06-17
Раздел
Психология
Страницы
167-176