ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  • Юрий Николаевич Семин
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: общеинженерные дисциплины, гуманитаризация, тезаурусный подход, содержательнее ядро дисциплины, гуманитарная информационная оболочка дисциплины, корреспондирующие дескрипторы

Аннотация

Рассматривается проблема гуманитаризации содержания инженерного образования. Выполнен аналитический обзор публикаций по проблеме. Выявлена недостаточная проработанность методического аспекта гуманитаризации содержания общеинженерных дисциплин. Предложена методика гуманитаризации их содержания на примере учебного курса «Теоретическая механика». Методика основана на применении тезаурусного подхода. Введено понятие «гуманитарная информационная оболочка учебной дисциплины». Составлен тезаурус гуманитарной информационной оболочки раздела «Статика» указанного учебного курса, соотнесенный с фрагментом тезауруса его содержательного ядра.

Литература


  1. Ашмарин И., Клементьев Е. Гуманитаризация научно-технического образования // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2010.

  2. Веселовский И.Н. Архимед. М.: Учпедгиз 1957. 112 с.

  3. Веселовский И.Н. Очерки по истории теоретической механики. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 288 с.

  4. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006. № 1.

  5. Голованов Я. Этюды об ученых. М.: Молодая гвардия, 1976. 74 с.

  6. Григорьян А.Т. Механика от античности до наших дней. 2-е изд. М.: Наука, 1974. 479 с.

  7. Кирюхина Н.В. Решение задач с историко-научным содержанием как составная часть профессиональной подготовки будущего учителя физики в условиях гуманитаризации образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2000. 25 c.

  8. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. 456 с.

  9. Мехришвили Л.Л., Ищенко Р.В. Гуманитаризация образования как необходимый аспект подготовки инженерных кадров // Материалы междунар. науч.-метод. конф. «Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика». Тюменский индустр. ун-т, 2018. 863 с.

  10. Новикова А.А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов: автореф. дис. … канд. соц. Наук / ТюмГНГУ. Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. 26 с. 

  11. Петрунева Р.М. Гуманитаризация инженерного образования на основе моделирования социогуманитарной экспертизы технических решений: автореф. дис. … докт. пед. наук / ВГПУ. Волгоград, 2001. 26 с.

  12. Самсонов В.А. Очерки о механике: Некоторые задачи, явления и парадоксы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 80 с.

  13. Семин Ю.Н.Учебные тезаурусы теоретической и прикладной механики: Учебное пособие. 2-е изд. (рекомендовано научно-экспертным советом УрО РАО) Ижевск: Изд-во ИПМ УрО РАН, 2002. 76 с.

  14. Смирнова М.И., Родин А.Б. Гуманитаризация инженерного образования как вектор инновационного развития современной высшей школы // Бишкек. Известия КГТУ им. И. Раззакова. 2014. № 3(32). С. 491-494.

  15. Смольников Б.А. Механика в истории науки и общества. М.: РХД, 2014. 608 с.

Поступила в редакцию 2018-11-27
Опубликована 2019-06-17
Раздел
Педагогика
Страницы
219-225