НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, НО КИНОБУНТ: МИСТЕРИИ УЖАСНЫХ АРТЕФАКТОВ ГОЛЛИВУДА В СРАЖЕНИЯХ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ

  • Сергей Анатольевич Маленко
    • ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Ключевые слова: мифология американского фильма ужасов, артефакт, предметный мир, витальность, трансфер, обыватель, симулякр социальных движений, массовая культура

Аннотация

В статье рассматривается проблема психоаналитической интерпретации роли древних артефактов в конструировании сюжетной линии американского фильма ужасов. Устанавливается непосредственная связь композиции фильма с процессами трансфера, характерными для бессознательных форм индивидуальной и социальной жизни. Артефакты, как правило, демонстрируют свою витальную природу в процессе коммуникации с обывательской средой, что свидетельствует об актуализации в пространстве современной массовой культуры архаической потребности в персональном участии человека в мифическом пересоздании мира. Также витальность проявляется в деструктивном противостоянии древнего артефакта типичным потребительским манипуляциям обывателя и направлена на преодоление разрыва между человеком и созданной ним предметной средой. Витальность артефактов - один из способов бессознательной объективации промежуточных результатов трансфера, который обыватель предпринимает для того, чтобы сформировать собственную объяснительную модель мира. А идеологема американского фильма ужасов является постмодернистским симулякром социальных революционных движений прошлых эпох, основной целью которых было изменение сложившихся форм политической и социокультурной коммуникации.

Литература

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 399 с.
4. Зиновьев А. Зияющие высоты [Электронный ресурс]. М.: Эксмо, 2008. 736 с. URL: https://royallib.com/book/ zinovev_aleksandr/ziyayushchie_visoti.html.
5. Лобок А. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 500 c.
6. Лоренц К. Агрессия: Так называемое «зло». М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 272 с.
7. Некита А.Г. Экранные жертвоприношения: архаический миф и голливудская хоррор-реанимация массовой культуры // Вестн. Удм. ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып 4. C. 371-377.
8. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.
9. Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. Сборник статей (1919-1933). М.: Nota Bene, 2003. 592 с.
10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
11. Malenko S.A., Nekita A.G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13. С. 41-51. doi: 10.15802/ampr.v0i13.122984.
Поступила в редакцию 2019-07-13
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Философия
Страницы
255-261