ПОНЯТИЕ ОБИДЧИВОСТИ: ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

  • Алёна Владимировна Бельтюкова
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Ключевые слова: обида, обидчивость, психология эмоций, аффект, переживания

Аннотация

В статье рассматривается проблема обиды и обидчивости с точки зрения различных психологических концепций (психоанализа, гештальт-психологии, трансактного анализа, факторной теории личности, теории саногенного мышления). Обида - это реакция на несогласованность собственных ожиданий по отношению к другому человеку и его реального поведения, а обидчивость - свойство личности, которое характеризуется склонностью к переживанию обиды в разных личностно значимых ситуациях при минимальном рассогласовании ожидаемого и реального поведения партнера по общению. В статье представлены механизмы возникновения обидчивости с точки зрения различных подходов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что обидчивость формируется в детстве вследствие дисгармоничных отношений с родителями. По мнению психологов, обидчивость оказывает существенное негативное влияние на взаимоотношения между людьми, мешая выстраиванию личных и деловых связей.

Литература

1. Агеева З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. С. 19-23.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: Эксмо, 2013. 352 с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. А. Татлыбаева. СПб, 2007. 464 с.
4. Кляйн М. Психоаналитические труды: В VI т. / пер. с англ. и нем. под науч. ред. С.Ф. Сироткина и М.Л. Мельниковой. Ижевск: ERGO, 2007. 386 с.
5. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / пер. с англ. А.Ф. Усков. М.: Б.С.К., 1997. 100 с.
6. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Инфра-М, 2001. 213 с.
7. Ольшанский Д.В. Обида // Диалог. 1991. № 7. С. 11- 13.
8. Орлов Ю.М. Кто выбирает обиду // Семья и школа. 1994. № 6. С. 12-13.
9. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
10. Орлов Ю.М. Обида. Вина. М.: Слайдинг, 2004. 96 с.
11. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.
12. Орлов Ю.М. Искусство прощать обиды // Семья и школа. 1994. № 7. С. 15-16.
13. Орлов Ю.М. Как быть с обидчиком? // Семья и школа. 1994. № 8. С. 14-15.
14. Орлов Ю.М. Кто выбирает обиду? // Семья и школа. 1994. № 6. С. 12-13.
15. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / пер. с англ. М. Папуш. М.: Психотерапия, 2015. 208 с.
16. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания / пер. с англ. М. Папуш. М.: Гиль-Эсте, 1993. 240 с.
17. Перлз Ф. Практика гештальттерапии / пер. с англ. М.П. Папуш. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 320 с.
18. Фрейд 3. Психология бессознательного / пер. с англ. Г. Барышникова. М.: Просвещение, 2007. 608 c.
19. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / пер. с англ.М. Гинзбург. М.: Педагогика, 1993. 143с.
20. Фрейд А. Психопатологии детства / пер. с нем. Я. Обухова. М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000. 224 с.
21. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / пер. с англ. и нем. М.: 000 Апрель, 1999. 195 с
22. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / пер. с нем. В. Полянский. М.: АСТ, 2011. 256 с.
23. Фрейд З. Истерия и страх / пер. с нем. А. М. Боковикова. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. 320 с.
24. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. И. Гриншпун. М.: Психотерапия, 2008. 656 с.
25. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / пер. с англ. Е.И. Замфир. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2000. 318 с.
26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. А.М. Боковикова. М.: Академический Проект, 2008. 208 с.
27. Хорни К. Психология женщины. Самоанализ / пер. с нем. А.М. Боковикова. СПб.: Питер, 2014. 320 с.
Поступила в редакцию 2019-07-01
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Психология
Страницы
262-267