ФЕНОМЕН ФАСИЛИТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ЭФФЕКТ, МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ

  • Вероника Викторовна Васина
    • Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
Ключевые слова: механизмы и закономерности фасилитации, модель социального взаимодействия, фасилитации социального взаимодействия, психосоциальный диссонанс, системно-онтологический подход

Аннотация

В эпоху экспоненциального развития цивилизации уплотняется социальное взаимодействие с расширением диапазона представлений и норм жизни, и, соответственно, в обществе возрастает вероятность конфликтности. Исследование проблемы социального взаимодействия представлено недостаточно и остается актуальным в научном мире. Автором (совместно с Р.Г. Халитовым и И.М. Юсуповым) разработана концепция психосоциального диссонанса (понятие и модель), которая стала фундаментом для исследования социального взаимодействия, а вероятностная модель психосоциального диссонанса - основой для математического (формульного) определения и моделирования социального взаимодействия. Постнеклассическая наука, в рамках которой автор проводит исследования, изучая сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека, с расширением рамок понятий научной методологии и научного подхода к нему. Для понимания фасилитации социального взаимодействия в присутствии наблюдателя используется «антропный принцип», устанавливающий связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами мира. На основе теоретических исследований введено понятие фасилитации и показан эффект ее социального взаимодействия. Предложено описание механизма фасилитации социального взаимодействия на основе модели психосоциального диссонанса и уровневой модели психосоциальных явлений. Проведены эмпирические исследования и показаны закономерности фасилитации социального взаимодействия; предложена методика определения (численного) влияния фасилитатора на социальное взаимодействие. Модель фасилитации социального взаимодействия может стать основой для дальнейших психологических исследований и открывает возможность применения полученных результатов для использования в психологических практиках, а также в подготовке грамотных профессиональных фасилитаторов.

Литература

1. Акоста В.Е. Психолого-педагогическая процедура фасилитации положительного переноса в овладении двумя иностранными языками: автореф. дис.. канд. психол.наук: 19.00.07, 13.00.02 / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2012. 26 с.
2. Алексеев А.В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов: дис. канд. социол. наук: 22.00.08. Орел, 2005. 192 с.
3. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://psychology.academic.ru/7371
4. Васина В.В. Эффект фасилитации социального взаимодействия // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. М.: ИПРАН, 2016. С. 767-774.
5. Васина В.В. Эффект фасилитации социального взаимодействия в аспекте конфликта // Социальный мир человека. Вып. 6: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г. Ижевск: ERGO, 2016. С. 22-27.
6. Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (На материале учреждений дополнительного образования детей): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Хабаровск, 1999. 226 c.
7. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2006.398 с.
8. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2005.
9. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003.
10. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Екатеринбург, 2000. 153 c.
11. Комарова Е.Ю. Психолого-педагогическая фасилитация преодоления трудности и сложности языковых тестов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07, 13.00.02 / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2012. 23 с.
12. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: На примере групп семейной логопсихотерапии: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-н/Д, 2006. 224 с.
13. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. № 1 (2). 2005. С. 51-72. URL: http://narrativepsy.narod.ru/ num1-2005.html.
14. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. 1996. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07.
15. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5-19.
16. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1974. 272с.
17. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. 190с.
18. Пушкина О.В. Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ФГБОУ ВПО «Томский гос. педагогический университет». Томск, 2012. 23 с.
19. Смирнова М.Н. Педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.03 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2008. 333 с.
20. Сумина В. Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2006. 189 с.
21. Тимонина Л.И. Социально-педагогическая фасилитация учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: Кострома, 2002. 212 c.
22. Филозоп А.А. Фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Воронеж, 2005. 232 с.
23. Халитов Р.Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 2012. 173 с.
24. Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Нелинейная модель психосоциального диссонанса // Вестник ЛГУ. 2008. № 3. С. 140-148.
25. Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Уровневая модель психосоциального взаимодействия субъектов // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 127-128.
26. Хисамбеев Ш.Р. Гносеологический и онтологический подход к психологическому исследованию: историко-теоретический анализ // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. Выпуск № 1. 2012.
27. Hermans H.J.M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning/Culture & Psychology. 2001. Vol. 7(3). Pp. 243-281.
Поступила в редакцию 2019-08-01
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Психология
Страницы
268-275