МОТИВ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПОТРЕБНОСТНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

  • Юрий Трофимович Глазунов
    • Гданьский технический университет (Польша)
Ключевые слова: бифуркация, потребностное состояние, потребностное возбуждение, влечение, побуждение, желание, намерение, мотив, целеполагание

Аннотация

Рассматривается дефиниция мотива. В основу исследования положен информационно-математический подход. Метод базируется на сравнении двух видов информации, находящейся в распоряжении принимающего решение индивида. Во-первых, это прогностическая информация обо всех средствах, необходимых для успешного достижения цели; во-вторых, прагматическая информация о средствах, имеющихся для этого фактически. Информация имеет числовую меру, а значит, поддаётся математизации. Мотивация определяется как ментальная деятельность по постановке цели, формулированию мотива и созданию программы реализации действий, направленных на удовлетворение потребности. В процессе мотивации потребность проходит этапы сокрытой, опредмеченной, конкретизированной и актуализированной потребностей. В конечном счёте, она становится действующей потребностью. Этим этапам отвечает потребностное возбуждение в форме влечения, побуждения, желания и намерения соответственно. Намерение превращается в мотив, который становится потребностным возбуждением, сопровождающим действующую (мотивированную) потребность. Результатом мотивации выступает интегральное образование, называемое бинарным отношением «мотив-цель». Показано, что мотив не существует как отдельная психическая сущность. Он может рассматриваться только в рамках данного бинарного отношения. Анализ процесса мотивации приводит к следующему определению: мотив - высшая форма потребностного возбуждения, отвечающая действующей потребности.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
3. Глазунов Ю.Т. Моделирование целеполагания. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2012. 216 с.
4. Глазунов Ю. Математическая психология: моделирование и анализ феноменов психики. Berlin. Palmarium academic publishing, 2015. 450 c.
5. Глазунов Ю.Т. Моделирование целеустремлённости. Москва-Ижевск: Изд. Институт компьютерных исследований, 2017. 360 с.
6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 6-23.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 264 с.
8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
9. Ковалев А. Г. Психология личности. Второе издание. М.: Просвещение, 1965. 289 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2004. 352 с.
11. Маслоу А. Мотивация и личность. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2014. 600 с.
12. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 120 с. 4.
13. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во «Наука», 1986. 256 с.
14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
15. Рудик П. А. Мотивы поведения и деятельности. М.: 1988. 136 с.
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
17. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination research: Reflections and future directions // Handbook of self-determination research / eds. by E.L. Deci, R.M. Ryan. Rochester, NY : University of Rochester Press, 2002. Р. 431-441.
18. Galazhinsky, E.V. & Klochko, V.Y. (2012) System anthropological psychology: Methodological foundations. Psychology in Russia: State of the Art. 5. pp. 81-98.
19. Ryan M.R., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 50. P. 68-78.
20. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80-90. 2009.
21. Semke V., Salevsky G., Bochan N. Regionale Aspekte des Schutzes der Psychischen Gesundheit // Fortschritte der Neurologie und Psychiatrie. Sonderheft 2. 60 Jahrgang, Sept. 1992. S. 111-112.
22. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation // W. Damon, R.M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook. New York: Wiley, 2009.
Поступила в редакцию 2019-08-01
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Психология
Страницы
276-285