КОПИНГ-РЕСУРСЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

  • Николай Ильич Леонов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Фалах Хасан Хасан
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: копинг-ресурсы, иностранные студенты, трудная жизненная ситуация

Аннотация

Авторы отмечают, что в настоящее время стратегией первостепенной важности для многих университетов стала ориентация на интернационализацию своей деятельности. В связи с этим актуализируется проблема адаптации иностранных граждан. Отмечается, что иностранные студенты сталкиваются с рядом трудностей, специфических для данной группы людей и общих для этой возрастной группы. Недостаточно исследованной остается и тема использования индивидуальных и средовых средств (ресурсов) иностранными студентами в трудной жизненной ситуации, каковой для них является иноязычная среда. Цель написания статьи - обобщение теоретико-эмпирических исследований по проблеме копинг-ресурсов личности в трудной жизненной ситуации. Авторы обобщают фундаментальные и прикладные аспекты изучения проблемы копинг-ресурсов иностранных студентов. Отмечается, что успешность адаптации иностранных студентов обусловлена умением совладать с трудными жизненными ситуациями. Выявляется, что копинг-ресурсы способствуют обеспечению адаптации личности на основе ее потенциальных ресурсов и позволяют эффективно реализовывать личностный потенциал, направленный на создание экологически ресурсной окружающей среды Авторы обобщают исследовательские подходы по проблеме ресурсов, рассматривают концептуальные модели сохранения ресурсов. В статье отмечается, что для иностранных студентов обучение в иноязычной среде - трудная жизненная ситуация. Способность личности противостоять негативным воздействиям, противостоять стрессогенным факторам, преодолевать возникающие препятствия и сложные жизненные ситуации требует мобилизации личностного потенциала как основы самодетерминации личности.

Литература

1. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 87-92
2. Гущина Т.В., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Культура, стресс и копинг: влияние социокультурного контекста на выбор типа совладания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 4. С. 73-81.
3. Дорьева Е.А. Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2013. Т. 19, № 5. С. 191-194.
4. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 119-135.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2013. Т. 19, № 5. С. 184-187.
6. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2010. Т. 26, № 2. С. 5-15.
7. Леонов Н.И. Взаимодействие человека и мира в парадигме конфликтологии // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 5. С. 109-112.
8. Леонов Н.И., Хасан Х.Ф. Психология надежды как ресурс личности // Социальный мир человека: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», 5-7 апр. 2018 г., г. Ижевск / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2018. Вып. 8. (Lingue Socialis). С. 362-365.
9. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
10. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, вып. 2. С. 7-47.
11. Петрова Е.А. (Дорьева Е.А.) Межпоколенные отношения как ресурс с совладающего поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2008.
12. Филиппенко О.Г. Трудные жизненные ситуации студентов, типизация, диагностика, социально педагогическое сопровождение // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 23.01.2019)
13. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. автореф. дис. … докт. психол. наук. Кострома, 2014. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document7453.pdf (дата обращения: 23.01.2019).
14. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совпадающего поведения: эмпирические исследования. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 152 с.
15. Furnham A., Bochner S. Culture Shock. Psychological reactions to unfamiliar environments. London; N.Y., 1986
16. Hobfoll, S.E. Stress, Culture, and Community The Psychology and Philosophy of Stress London; N.Y., 1998. 296 p.
Поступила в редакцию 2019-07-19
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Психология
Страницы
291-297