СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

  • Наталья Викторовна Булдакова
    • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
  • Анна Львовна Шкляева
    • Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6, Кирово-Чепецк
Ключевые слова: образовательный проект, управление проектом, организационно-педагогические условия, адаптация молодых учителей, общеобразовательная организация, эффективность управления проектом

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в осуществлении управления процессом адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации и недостаточной разработанностью теоретических, содержательно-технологических и научно-методических аспектов управления процессом адаптации молодых учителей в процессе педагогической деятельности. В связи с этим в статье предлагаются разработка, апробация и управление образовательным проектом адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации; рассматриваются вопросы определения и создания организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в школе. Эффективность созданных и внедренных организационно-педагогических условий рассматривается авторами через призму ключевых функциональных областей управления проектом. Цель статьи заключается в описании реализации проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации и экспериментальной проверке эффективности управления им на основе разработанной матрицы работ по формированию организационно-педагогических условий. Основной метод исследования данной проблемы - проектирование, позволяющее рассмотреть данную проблему как процесс целенаправленного и осознанного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.

Литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
2. Андреева Е.В. Программа поддержки начинающего учителя // Завуч. 2010. № 2.
3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010.
4. Володин А.А, Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 22.12.2018).
5. Государственная программа Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.
6. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. 1 (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012.
7. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. URL: http://e-koncept.ru/2015/ 95522.htm.
8. Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Almamater (Вестник высшей школы). 2015. № 5 (май).
9. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность. М.: Перо, 2015.
10. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7.
11. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1987. № 1.
12. Зубцова Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-professionalnoy-adaptatsii-nachinayuschego-uchitelya (дата обращения: 08.01.2019).
13. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1.
14. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. … докт. пед. наук. Челябинск, 2000.
15. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.
16. Котова С.А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Нар. образование. 2010. № 8.
17. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2.
18. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995 № 5.
19. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
20. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. URL https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 09.12.2018).
21. Профессиональный стандарт педагога (проект). URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/ 12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf свободный. (дата обращения 06.12.2018).
22. Редлих С.М. Адаптация молодого педагога // Проф. образование. Столица. 2012. № 1.
23. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4.
24. Турлунова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности // Методист. 2012. № 7.
25. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
26. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс]. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia Offline Letters): электронный научный журнал. Декабрь 2013. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/ 2113.htm
27. Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Образование и здравоохранение. 2014. № 3.
28. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 07 (июль). URL: http://e-kon-cept.ru/2014/ 14176.htm.
Поступила в редакцию 2019-05-20
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
319-328