К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Лев Геннадьевич Васильев
    • ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»
  • Александр Николаевич Ерёмин
    • ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»
Ключевые слова: компетентность, компетенции, самореализация, отношенческо-деятельностный подход, рефлексия, причина, следствие, цель, уступка

Аннотация

Исследовательская проблема: при обосновании личностно-ориентированного подхода в вузовском обучении зачастую на второй план отводится важный аспект - несоответствие между ориентированными на результат формулировками компетенций во ФГОСах и направленными на процессы формирования соответствующей компетентности у обучающегося действиями преподавателя. Для каждой отдельной дисциплины формирование компетентности носит рефлексивный характер, нуждающийся в экспликации. При этом личностно-ориентированный подход в филологическом образовании немыслим без формирования сначала у преподавателя, а затем у обучающихся базы предметно-энциклопедических знаний, носящей групповой характер; создание же такой базы вполне возможно на основе использования традиционных методов научных исследований. Профессиональная составляющая личностной ориентации может заключаться в выборе преподавателем объема и ракурса распределения материала, что диктуется количеством общих учебных часов, отводимых на дисциплину и аспектом формируемой компетенции. Педагогическая составляющая ориентации связана с анализом наполнения контактных учебных часов: именно здесь максимально возможен учет персонологических параметров и их репродуктивно-продуктивных производных у обучающихся. Цель статьи - предложить подход к формированию профессиональной компетентности будущего преподавателя-филолога, основанный на симбиозе принципов самореализации и традиционного подхода к преподаванию языка. Результаты. На основе принятия отношенческо-деятельностного подхода акцентируется примат содержательного фактора при формировании профессиональных компетенций у обучающихся. Подробно охарактеризованы возможности рефлексивизации понятий ‘причина’, ‘следствие’, ‘цель’, ‘уступка’ в русском языке; описаны лексемные составляющие манифестаций данных концептов, что повышает уровень профессиональной компетентности преподавателя, а с ним и обучающихся.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
2. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с.
3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
4. Ермакова О.П. Семантические категории в лексике и грамматике русского языка: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 96 с.
5. Есперсен О. Философия грамматики. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 396 с.
6. Зализняк Анна. А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
7. Кривоносов А.Т. Естественный язык и логика. М.- Нью-Йорк, 1993. 318 с.
8. Логический анализ языка: Язык и время. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Индрик, 1997. 352 с.
9. Логический анализ языка: Языки пространств / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. 448 с.
10. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. АН СССР, 1945. 322 с.
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.
12. Серёжникова Р.К., Штрекер Н.Ю., Васильев Л.Г. Активизация творческой самореализации студента как фактор формирования педагогического профессионализма // Профессионализм учителя как условия качества образования. Казань: Отечество, 2018. С. 174-179.
13. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2011: Азбуковникъ. 1175 с.
Поступила в редакцию 2019-07-19
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
329-335