К МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОАНАЛИЗА ОБРАЗА «ОЖИВШЕГО МЕРТВЕЦА» В ИДЕОЛОГЕМЕ АМЕРИКАНСКОГО ФИЛЬМА УЖАСОВ

  • Андрей Григорьевич Некита
    • ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Ключевые слова: «ожившие мертвецы», символика питания, диалектика поколений, вытеснение, обывательская идеология, мифология американского фильма ужасов, массовая культура

Аннотация

В статье анализируются причины популярности сюжета с «ожившими мертвецами» в американском фильме ужасов. Установлено, что эта тема заимствована Голливудом из этнических мифологий и воспроизводит представления традиционных раннеземледельческих культур, что актуализирует аналогию оживших мертвецов с дикарями, не знавшими культуры специально приготовленной пищи. Трофическая тема развивается в способах употребления ими человеческой плоти, никогда не съедаемой до конца. Наоборот, фильм ужасов визуализирует модель орального удовлетворения от поедания живых людей мертвецами, что свидетельствует о символическом характере их трофических взаимоотношений. С другой стороны, он вводит в художественный контекст массовой культуры мощные пласты архетипических смыслов. Распространение инфернальных персонажей фиксирует острое противоречие в диалектике поколений, что всегда игнорируют современники. Появление художественных символов «оживших мертвецов» становится имагинативной компенсацией разрушенной преемственности поколений и экстремальным мотиватором идеологической реконструкции общесоциальной и культурной традиций.

Литература

1. Зиновьев А. Зияющие высоты [Электронный ресурс]. М.: Эксмо, 2008. 736 с. URL: https://royallib.com/book/ zinovev_aleksandr /ziyayushchie_visoti.html.
2. Канетти Э. Масса и власть / пер. с нем. М.: Ad Marginem, 1997. 528 с.
3. Маленко С.А. Бегство из ниоткуда в никуда: архетипическая диалектика погони в американском фильме ужасов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 4. C. 463-468.
4. Маяковский В. Во весь голос // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 10: 1929-1930; Стихи детям 1925-1929. 382 с.
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Электронное издание. М.: Советская Энциклопедия, 2008. 1147 с.
6. Пушкин А.С. Медный всадник. Л.: Наука, 1978. 293 с.
7. Соколова Е.Т., Психотерапия. Теория и практика. М.: Академия, 2010. 368 с.
8. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учебное пособие. М., Высшая школа. 1978. 352 с.
9. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.
10. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / пер. с аккадского И. М. Дьяконова. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 221 с.
11. Эриксон Э. Трагедия личности / пер. Длугач Е., Хорьков М., Бессонова Л. М.: Алгоритм-Книга, 2008. 253 с.
12. Malenko S.A., Nekita A.G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13. С. 41-51. doi: 10.15802/ampr.v0i13.122984.
Поступила в редакцию 2019-07-13
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Философия
Страницы
383-389