СМЫСЛОВОЙ ВЫБОР КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  • Ирина Владимировна Абакумова
    • Донской государственный технический университет
  • Михаил Викторович Годунов
    • Учебно-методический центр «Темпус»
  • Дмитрий Александрович Гурцкой
    • Донской государственный технический университет
Ключевые слова: личностный смысл, операциональный смысл, смысловой выбор, децентрация смысла, генерализация смысла, инициация смысла

Аннотация

Исследуется проблематика смыслового выбора как психологического феномена, кардинально отличающегося от классического логического выбора. Анализируются различия механизмов формирования личностного смысла и операционального смысла. Показано, что процесс смыслового выбора опирается на систему разнообразных личностных смыслов и включает такие составляющие, как децентрация смыслов, генерализация смыслов и инициация смыслов. Децентрация смысла рассматривается как его зарождение на периферии смысловой системы. Генерализация смысла означает его выделение и переход на личностно значимые позиции среди наличных смысловых образований. При инициации смысла происходит оценивающий отбор смысловых конструктов на основе внутренних критериев для дальнейшего осуществления в деятельности. Исходя из выявленных особенностей смыслового выбора, осуществляемого человеком, показаны некоторые затруднения работы систем искусственного интеллекта. Данные трудности анализируются в логическом, психологическом, эпистемологическом, акисиологическом и экзистенциальном плане.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение как двуединый процесс и его движущие силы в смысловой интерпретации // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 10-18.
2. Абакумова И.В., Данченко И.В. «Задачи на смысл» как дидактические технологии инициации смыслообразования учащихся // Материалы юбилейной конференции «От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете» (29 сентября - 1 октября 2015 г.) / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. В 5 т. М.: Когито-Центр, 2015. Т. 2. С. 5-7.
3. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. М.: КРЕДО, 2013. 162 с.
4. Васюкова Е.Е. Проблемы операциональных смыслов и переноса в смысловой концепции мышления О.К. Тихомирова // Методология и история психологии, 2009. Т. 4, вып. 4. С. 114-132.
5. Веряев А.А. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал, 1997. № 5. С. 8-15.
6. Гаспарян Д.Э. Таинство естественной семантики: трансцендентальное измерение смысла и проблема искусственного интеллекта // Вопросы философии, 2017. № 4. С. 81-94.
7. Геллер И.И. Переживание как категория общей психологии: дисс… кандидата психологических наук: 19.00.01. Одесса: Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, 1994. 143 с.
8. Зильбербранд Н.Ю., Рудакова И.А. Типология смысловых задач в современной дидактике // Фундаментальные исследования. Психологические науки. 2014, № 5-1. С. 177-181.
9. Карпов А.В. Метасистемный подход к проблеме сознания // Мир психологии, 2016. № 2 (86). С. 15-31.
10. Карпов А.В., Карпов А.А., Субботина Л.Ю. Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности // Российский психологический журнал, 2017. Т. 14, № 1. С. 149-175.
11. Карпушин Е С. Элементарный искусственный интеллект // Перспективы науки, 2010. № 3 (5). С. 96-101.
12. Клочко В.Е. Проблема цифровых кочевников: трансдисциплинарный подход // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд. Материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической web-конференции «Connect-Universum - 2016» (Томск, 24-26 мая 2016 года). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 144-150.
13. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в понимании психологии личности: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.
14. Маковкин А.С. Этические проблемы применения искусственного интеллекта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015, № 2-2 (52). С. 130-132.
15. Мусхелишвили Н.Л., Вдовина Г.В. Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего нового времени // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12, вып. 4. С. 43-54.
16. Панов А.Д. Технологическая сингулярность, теорема Пенроуза об искусственном интеллекте и квантовая природа сознания // Метафизика, 2013. № 3 (9). С. 141-188.
17. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 688 с.
18. Петренко В.Ф. Смыслы существования // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективы психологической науки и практики» (Москва, 16 июня 2017г.). М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2017. С. 104-108.
19. Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. 287 c.
20. Проскурин И.Е. Обзор методов искусственного интеллекта, с особой ссылкой на сферу образования // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. Ростов-н/Д: Донской государственный технический университет, 2019. № 1 (11), Том 22. С. 46-57.
21. Стешенко Н.И. Философские проблемы сознания на основе исследований по искусственному интеллекту // Научн. вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: политология и социология, 2015. № 1. С. 71-75.
22. Тихомиров О.К., Брушлинский А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал, 2013, № 2 (10). С. 10-16.
23. Файзуллаева Е.Д. Изучение особенностей рефлексивности у детей с разным опытом решения «задач на смысл» // Вестн. Красноярского гос. педагогич. ун-та им. В.П. Астафьева, 2013. № 1 (23). С. 151-155.
24. Хакен Г. Синергетика. Принципы и основы. Перспективы и приложения. Часть 1. Принципы и основы. Неравновесные фазовые переходы и самоорганизация в физике, химии и биологии / Под. ред. С.М. Осовец, Ю.Л. Климонтович; пер. В.И. Емельянова, В.О. Малышенко Изд. 2-е, доп. М.: Едиториал УРСС, 2015. 426 с.
25. Челпанов Г.И. Учебник логики. Серия: Из истории логики XX века. Изд. 17-е, стереотипное. М.: Ленанд, 2018. 264 с.
26. Эльконин Д.Б. Игра в психическое развитие // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 32-66.
27. Searle J. Chinese Room Argument // The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences. MIT Press, 2001. pp. 115-116.
Поступила в редакцию 2019-09-03
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Психология
Страницы
413-420