ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЯЗИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В СРЕДЕ

  • Елена Валерьевна Зинченко
    • ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Ключевые слова: внешний облик, студент, оценка, самооценка, академическая успешность, успеваемость

Аннотация

В статье обосновывается необходимость исследования феномена внешнего облика в контексте образовательной среды. Автор подчеркивает особую значимость самореализации и общения в сфере учебы для современной личности, существующей в постоянно меняющемся мире, предъявляющем к ней новые требования. Внешний облик личности рассматривается в статье с точки зрения социально-психологического подхода, как форма объективизации внутреннего Я в процессе коммуникации. Оценки и самооценки внешнего облика студентов вуза соотнесены с их академической успешностью, понимаемой автором как интегративный показатель, складывающийся из оценки успеваемости, оценки степени активности в учебной сфере; оценки степени удовлетворенности ходом обучения и результатами учебной деятельности. В статье рассмотрены объективные и субъективные показатели академической успешности. Подтверждена гипотеза о связи показателей академической успешности с показателями оценки внешнего облика студента вуза.

Литература

1. Бондаренко И.В. Личностная обусловленность оформления внешности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 155-157.
2. Вольфсон Ю.Р., Вольчина А.Е. Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется галактика Гуттенберга? // Современные исследования социальных проблем. 2015. №4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vizualnoe-vospriyatie-v-sovremennom-obschestve-ili-kuda-dvizhetsya-galaktika-guttenberga (дата обращения: 10.09.2019).
3. Егоров И.В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического ВУЗа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2013. № 4. С. 123-133.
4. Зинченко Е.В. Психологические аспекты стресса: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. 91с.
5. Зинченко Е.В. Особенности и стратегии оценивания внешнего облика студента и успешности его учебной деятельности преподавателями вузов // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26-28 сент. 2019 г. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2019. Т. 1. С. 68-71.
6. Жеребин В.М., Вершинская О.Н., Махрова О.Н. Современное восприятие времени и ускорение темпа жизни // Народонаселение. 2014. № 2 (64). С. 72-82.
7. Карабина Ю.С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного Я у женщин // Вестник КГУ им.Некрасова. 2010. Т. 16. С. 144-148.
8. Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Особенности обучения пожилых людей // Интеграция образования. 2013. № 4. С. 57-61.
9. Лабунская В.А. "Видимый человек" как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. №1. С. 26-39.
10. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души. Психология невербального выражения личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 344 с.
11. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 04. С. 8-18.
12. Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 1017. Т. 14, № 2. С. 202-226.
13. Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 91-103.
14. Михайлова О.Б., Токатлыгиль Ю.С. Особенности проявления академической успешности и инновационности у студентов // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. 2015. № 3. С. 92-98.
15. Обухова Ю.В., Зинченко Е.В., Белова Е.В. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности. Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 305 с.
16. Парфенова Т.А., Михайлова Т.В. Идеальный образ преподавателя ВУЗа: сравнительный анализ представлений студентов России и Казахстана // Социальные явления. 2015. С. 99-104.
17. Сидоров К.Р., Ксандопуло Е.А. Соотношение уровней самооценок и оценок женщин среднего возраста // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, вып. 4. С. 68-74.
18. Соловьева Л.Н. Современный человек как субъект новой коммуникативной реальности // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 34-37.
19. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: дис. … канд. пед. наук. М.: Московский городской педагогический университет, 2010. 215 с.
20. Шкурко Т.А., Лабунская В.А. Почему мы выглядим моложе или старше своих лет: поиск психологических детерминант // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 4. С. 450-456.
21. Benjamin W. On the Image of Prous // Benjamin W. Selected Writings. Vol. 2, pt. 1. Cambridge (Mass.), 2005. 480 p.
22. Hernández-Julián R., Peters Chr. Student appearance and academic performance // Journal of Human Capital 11, no. 2 (Summer 2017): 247-262.
23. Joye1 S.W., Wilson J.H. Professor Age and Gender Affect Student Perceptions and Grades // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, Vol. 15, No. 4, August, 2015, pp. 126-138.
Поступила в редакцию 2019-10-17
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Психология
Страницы
421-427