ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

  • Светлана Станиславовна Быкова
    • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Ключевые слова: профессиональная ответственность, образовательная среда, управление, будущий педагог

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта «Педагог», в которых задаются четкие требования к будущему специалисту. От выпускника бакалавриата школа ожидает соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в процессе осуществления педагогической деятельности, что констатирует важность формирования профессиональной ответственности будущего педагога. В этих целях вуз должен обеспечить соответствующую подготовку специалиста, в том числе за счет использования ресурсов образовательной среды самого учебного заведения. Цель данной работы - рассмотреть образовательную среду вуза как потенциальное средство управления становлением профессиональной ответственности будущего педагога. Ведущим методологическим основанием определен средовой подход, который предусматривает опосредованное управление процессом становления профессиональной ответственности за счет интеграции учебной, воспитательной, проектной и общественной работы в вузе. В статье представлен опыт работы ВятГУ в аккумулировании структурных элементов образовательной среды для становления профессиональной ответственности будущего педагога.

Литература

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2006. 49 с.
2. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо: пер. с англ. // Свободное воспитание. 1913/1914. № 2. С. 5-12.
3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 513 с.
4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … докт. пед. наук. М., 1997. 300 с.
5. Нийт Т Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях человека и среды: Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980. С. 178-186.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
7. Слободчиков В.И. Очерки психологии и образования. Биробиджан, 2003. 272 с.
8. Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: дис. … докт. пед. наук. Киров, 2006. 456 с.
9. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2010. 368 с.
Поступила в редакцию 2019-09-20
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
466-470