ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИРАКА

  • Гхази Хусейн Таан
    • Университет Имама Ал-Ахдама
Ключевые слова: индивидуализация обучения, субъектность обучающегося, среднее образование в Ираке, профессиональная подготовка, индивидуальная траектория обучения, функционал учителя

Аннотация

В статье рассматривается, каким образом образование Республики Ирак оказалось вынужденным обратиться к такому процессу обновления педагогической системы, как индивидуализация обучения. Описывается его состояние как авторитарной традиционной системы, которая вплоть до недавнего времени давала хорошие результаты, будучи вписанной в традиционный социальный уклад. В начале 2000-х гг. произошла социальная катастрофа: разразилась война, которая привела к разрушению инфраструктуры образования, бегству населения, к отторжению значительного числа учащихся от посещения школ, что естественным образом сказалось на результатах обучения. Так, по данным 2019 года, в системе начального профессионального образования менее 40 % учащихся добиваются положительных результатов. Другим явлением, повлиявшим на стабильность традиционной системы, явилась смена цивилизационной эпохи, что затронуло многие страны. Речь идет о наступлении информационной эпохи - стремительном распространении цифровых устройств и соттветствующих информационно-коммуникационных технологий. Меняется тип отношений между учителем и учащимися. Учитель не является более исключительным носителем содержания обучения, молодое поколение оказывается более продвинутым во владении новыми средствами обучения, доставляющими им содержание обучения. Требуется ввести учащегося как активного субъекта деятельности обучения, отказаться от его пассивной роли. Идея индивидуализации обучения начинает проникать в образовательное пространство Ирака. Автор обращается к российской теории и практике педагогики индивидуализации, в частности, к личностно-ориентированному и деятельностному подходу к обучению в своей исследовательской разработке электронного курса информатики для начального профессионального образования в Республике Ирак. Приводятся конкретные шаги в этом направлении и сообщается о достигнутых результатах.

Литература

1. БСЭ - Большой энциклопедический словарь: [А - Я] / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. 1408 c. URL: http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-slovar/slovar-M/ 47959.shtml. (дата обращения: 01.11.2018).
2. Ворожцова И.Б. Технологизация обучения в педагогической и образовательной деятельности // Антропопраксис. Вып. 2. Ижевск: Изд. дом ERGO, 2010. С. 82-93.
3. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удм. ун-т, 2000. 342 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд. корп. «Логос», 1999. 384 с.
5. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций. М.: Изд. центр «Академия», 2015.
6. Abu Musharraf, Elham. A training program based on self-learning in the development of writing teaching skills for teachers of Arabic language in the study of basic education, Dar from the ocean to the Gulf for printing, first edition, Jordan-Amman, 2016. Р. 235. (на араб. яз.)
7. Al-Najdi Ahmed Abdul Rahman. Curriculum and the twenty-first century. Cairo: The Anglo-Egyptian Library, 2001. 266 p. (на араб.яз.)
8. Al-Tobji Hussein Hamdi. Technology and Education. Dar Al-Qalam, Kuwait, 1988. (на араб.яз.)
9. Constitution of the Republic of Iraq. The Right to Academic Freedom, art. 34, 2005. p 41. URL: https://www.constituteproject.org/ constitution/Iraq_2005.pdf?lang=ar. Visited at: 10.09.2019 (на араб.яз.)
10. Ghabayn Omar Mahmoud/ Self-Learning in Educational Cases/ Dar Al-Masirah, First Edition, Vol. 1, Jordan 2001. 396 p. (на араб.яз.)
11. Kamal Sawsan. The results of the students in the first round of 2019 // Al-Najah site. URL: https://www.anajaah.com/. Visited at: 11. 09. 2019. (на араб.яз.)
12. Kleinert H.L., Jones M., Sheppard-Jones K., Harp B., Harrison E. Are students with intellectual disabilities going to college? Absolutely Teaching Exceptional Children // 44 (5), 2012. pp 26-35. Retrieved at 05.04.2018. from High Beam Research. URL: http:// www.highbeam.com/doc/1P3-2655187711.html. Visited at: 15.03.2019. (на англ. яз.)
13. Legislation No. 1, Article 1-10, General Provisions, Issued in the Register of the Republic of Iraq, No. 2568, History of Iraq, 1977. Part Number, page 1: 106. URL: http://iraqld.hjc.iq:8080/LoadLawBook.aspx?page=5&SC= 131220057341329&BookID=11056 Visited at: 31.10.2019. (на араб.яз.)
14. Legislation No. 1, Article No. 41- 47.,Collection of Laws and Regulations, Issued in the Register of the Republic of Iraq // No. 2568, Iraqi Chronicle, 1977. Part number, page 1: 106. URL: http://iraqld.hjc.iq:8080/ LoadLawBook.aspx?page=5&SC=131220057341329&BookID=11056. Visited at: 05.10.2019. (на араб.яз.)
15. Mabbarz Manal Abdel Aal; Ismail Sameh Said, Individualization of Education and Self-Learning, 2nd Edition, 2016. 220 pp.
16. Muhammad Samar. Results of students in grades ending in 2019 // Nile News website. URL: https://www.nile4.com/ results-iq-com/. Visited at: 10. 09. 2019. (на араб.яз.)
17. Olayan, Ribhi and Salamah, Ebad Al-Hafi: Management of Learning Resource Centers, Dar Al-Yazouri for Printing and Publishing, Jordan. 2002, 292 p., available on the website: http://fac.ksu.edu.sa/sites/default/files/lmtn_.pdf. Visited at: 01.10.2019. (на араб.яз.).
18. Report of the United Nations Program in Iraq, Cost and Benefits of Education in Iraq: An Analytical Study on the Education Sector and Strategies for Increasing Benefits from Education // UNICEF, 2017. 66 P. (на араб.яз.)
19. Taan Ghazi Hussein. Patterns of Contemporary Education Technology // University Book House Publishing - United Arab Emirates, the first edition, 2018. 229 p. (на араб. яз.)
20. Toukan Khaled, The impact of the information and communication revolution on the educational elements, the National Institute of Teaching, Jordan, Amman, 2003. (на араб. яз.)
21. Yin Cheong Cheng. New Paradigm for Re-engineering Education Globalization, Localization and Individualization. Asia-Pacific Educational Research Association // The Hong Kong Institute of Education, China. 2005. 505 p. (на англ. яз.)
Поступила в редакцию 2019-09-20
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
495-502