ПЛАНИРОВАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ В КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕСБАЛАНСИРОВАННЫМ ЭРИТАЖНЫМ БИЛИНГВИЗМОМ

  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Лейсан Галимзяновна Гильмуллина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: взаимодействие языковых систем, несбалансированный эритажный билингвизм, executive functions, регуляторные (исполнительные) функции, планирование, самоконтроль, коррекция и детекция ошибок, билингвы, монолингвы

Аннотация

В статье поставлена проблема, направленная на поиск недостающего знания о влиянии несбалансированного эритажного (унаследованного) билингвизма на когнитивную регуляцию ребенка с высокой речевой активностью на втором (русском) языке. В исследовании приняли участие младшие школьники 7-8 лет: 1) основная группа (N=22) - дети с несбалансированным эритажным билингвизмом (с унаследованным татарским языком с различным уровнем языковой компетенции в отношении родного и русского языков); 2) группа сравнения (N=30) - дети-монолингвы с речевой активностью на русском языке, обучающиеся в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. По результатам эмпирического исследования наряду с большей выраженностью показателя планирование установлены пластичность и гибкость системы когнитивной регуляции билингвов, обеспечивающие их интегративным потенциалом регуляторных возможностей. Допускаем, что эти преимущества возникают с активизацией билингвального взаимодействия языковых систем.

Литература

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 94-109. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-302-317
2. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований // Психологический журнал. 2019. T. 40, № 3. C. 64-76. http://doi.org/10.31857/S020595920004599-4
3. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. T. 37, № 4. C. 21-31.
4. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 29-40. DOI: 10.7868/S0205959217040031
5. Медведева Д.С., Хотинец В.Ю. Особенности развития речемыслительной деятельности детей-билингвов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 1. С. 87-93.
6. Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 35-44.
7. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М., МГППУ, 2006. 210 с.
8. Хотинец В.Ю., Медведева Д.С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 2. С. 25-35. DOI: 10.31857/S020595920014236-5
9. Хотинец В.Ю., Сальнова С.А. Executive Functions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 412-425. URL: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425
10. Bialystok E. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent, Bilingualism: Language and Cognition, 2009. Vol. 12. P. 3-11. DOI: 10.1017/S1366728908003477
11. Bialystok E. The Impact of Bilingualism on Cognition. Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary, Searchable, and Linkable Resource. 2015. P. 1-12. DOI: 10.1002/9781118900772.etrds0340
12. Bialystok E. The bilingual adaptation: How minds accommodate experience. Psychological Bulletin, 2017. Vol. 143(3). P. 233-262. http://doi.org/10.1037/bul0000099
13. Bialystok E., Craik F.I.M. Cognitive and linguistic processing in the bilingual mind. Current Directions in Psychological Science. 2010. Vol. 19 (1). P. 19-23. http://doi.org/10.1177/0963721409358571
14. Bialystok E., Craik F.I.M., Luk G. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals. //Journal of Experimental Psychology: Learning Memory and Cognition/ 2008. Vol. 34 (4). P. 859-873. http://doi.org/10.1037/ 0278-7393.34.4.859
15. Colzato L.S., Bajo M.T., van den Wildenberg W., Paolieri D., Nieuwenhuis S., La Heij W., Hommel B. How does bilingualism improve executive control? A comparison of active and reactive inhibition mechanisms // Journal of Experimental Psychology-Learning Memory and Cognition. 2008. Vol. 34(2). P. 302-312. https://doi.org/10.1037/0278-7393.34.2.302.
16. Costa A., Hernández M., Sebastián-Gallés N. Bilingualism aids conflict resolution: Evidence from the ANT task // Cognition. 2008. Vol. 106. No. 1. P. 59-86. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2006.12.013.
17. Cummins J. Bilingual education // Language Education. Abingdon, UK: Taylor & Francis. 2001. https://doi.org/10.4324/9780203416709_chapter_1
18. Cummins J. Language, Power and pedagogy. Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon: Multilingual Matters. 2000. https://doi.org/10.21832/9781853596773 (дата обращения 18.08.2021)
19. Duñabeitia J.A., Perea M., Carreiras M. Masked translation priming effects with highly proficient simultaneous bilinguals // Experimental Psychology. 2010. Vol. 57, no. 2. P. 98-107. DOI: 10.1027/1618-3169/a000013
20. Emmorey K., Luk G., Pyers J.E., Bialystok E. The source of enhanced cognitive control in bilinguals: evidence from bimodal bilinguals // Psychological Science. 2008. Vol. 19 (12). P. 1201-1206. DOI:10.1111/j.1467-9280.2008.02224.
21. Garcia O. Bilingual education in the 21st century: a global perspective. Singapore: Wiley-Blackwell, 2009. DOI: 10.2307/23473608
22. Göncz L. Bilingualism and development: a psychological approach. 2015. DOI:10.19090/gff.2015.1.49-78 (дата обращения: 18.08.2021)
23. Gullifer J.W., Kroll J.F., Dussias P.E. When language switching has no apparent cost: Lexical access in sentence context // Frontiers in Psychology. 2013. 4 (May), article 278. DOI:10.3389/fpsyg.2013.00278
24. Hansen L.B., Macizo P., Duñabeitia J.A., Saldaña D., Carreiras M., Fuentes L.J., Bajo M.T. Emergent bilingualism and working memory development in school aged children // Language Learning, 2016. Vol. 66 (S2). P. 51-75. https://doi.org/10.1111/lang.12170.
25. Hartsuiker R.J., Pickering M.J., Veltkamp E. Is syntax separate or shared between languages? Cross-linguistic syntactic priming in Spanish-English bilinguals // Psychological Science, 2004. Vol. 15 (6). P. 409-414. DOI: 10.1111/ j.0956-7976.2004.00693.x
26. Klein R.M. Is there a benefit of bilingualism for executive functioning? // Bilingualism: Language and Cognition. 2015. Vol. 18. P. 29-31. DOI:10.1017/S1366728914000613.
27. Kroll J.F., Dussias P.E. The comprehension of words and sentences in two languages // Bhatia T., Ritchie W. (eds.). The Handbook of Bilingualism and Multilingualism. 2013. Vol. 2. P. 216-243. DOI: 10.1002/9780470756997.ch7
28. Luo D., Kwok V.P.Y, Li P., Liu Q., Li W., Yang. Y., Zhou K., Xu M., Gao J.-H., Tan L.H. Microstructural plasticity in the bilingual brain // Brain and Language. 2019. Vol. 196. DOI: 10.1016/j.bandl.2019.104654 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0093934X19302019?via%3Dihub
29. Moreno M., Guidetti M. Do we Plan through Gestures? Evidence from Children, Adolescents and Adults in Solving of Tower of Hanoï Task // Universitas Psychologica, 2018. Vol. 17 (2). P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.11144/Javeriana.upsy17-2.pgec
30. Morford J.P., Wilkinson E., Villwock A., Piñar P., Kroll J.F. When deaf signers read English: Do written words activate their sign translations? // Cognition, 2011. Vol. 118(2). P. 286-292. DOI: 10.1016/j.cognition.2010.11.006.
31. Perani D., Farsad M., Ballarini T., Lubian F., Malpetti M., Fracchetti A., Magnani G., March A., Abutalebi J. The impact of bilingualism on brain reserve and metabolic connectivity in Alzheimer's dementia. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2017. Vol. 114(7). P. 1690-1695. https://doi.org/10.1073/pnas.1610909114 (дата обращения: 18.08.2021).
32. Polinsky M. Linguistic Theory of Question. 2013. URL: http://serious-science.org/linguistic-theory-of-question-34 (дата обращения: 18.08.2021).
33. Polinsky M., Kagan O. Heritage languages: In the ‘wild’ and in the classroom // Language and Linguistics Compass. Oxford: Blackwell Publishing Inc., 2007. Vol. 1 (5). P. 368-395. DOI:10.1111/j.1749-818X.2007.00022.x
34. Prior A., MacWhinney B. A bilingual advantage in task switching // Bilingualism: Language and Cognition, 2010. Vol. 13 (2). P. 253-262. https://doi.org/10.1017/s1366728909990526. (дата обращения: 18.08.2021)
35. Schoonbaert S., Hartsuiker R.J., Pickering M.J. The representation of lexical and syntactic information in bilinguals: Evidence from syntactic priming // Journal of Memory and Language. 2007. Vol. 56 (2). P. 153-171.
36. Schwartz A.I., Kroll J.F. Bilingual lexical activation in sentence context // Journal of Memory and Language. 2006. Vol. 55(2). P. 197-212. DOI: 10.1016/j.jml.2006.03.004
37. Spiridonov V.F., Ezrina E.V. The Interaction of Several Languages in the Cognitive System // The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2 (4). P. 12-29. DOI:10.2139/ssrn.2664523
38. Tan L.H., Chen L. Yip V., Chan A.H.D., Yang J., Gao J.-H., Siok W.T. Activity levels in the left hemisphere caudate-fusiform circuit predict how well a second language will be learned // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2011. Vol. 108(6). P. 2540-2544. https://doi.org/10.1073/pnas.0909623108
39. Thierry G., Wu Y.J. Brain potentials reveal unconscious translation during foreign-language comprehension // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2007. Vol. 104 (30). P. 12530-12535. DOI: 10.1073/pnas.0609927104
40. Verbruggen F., Logan G.D. Automatic and controlled response inhibition: associative learning in the go/no-go and stop-signal paradigms // J. Exp. Psychol. Gen. 2008. Vol. 137. P. 649-672. DOI: 10.1037/a0013170
41. Xu M., Baldauf D., Chang C.Q., Desimone R., Tan L.H. Distinct distributed patterns of neural activity are associated with two languages in the bilingual brain. Science Advances, 2017. Vol. 3 (7), https://doi.org/10.1126/sciadv.1603309
42. Zelazo P.D., Carter A., Reznick J., Frye D. Early development of executive function: A problem-solving framework // Review of General Psychology. 1997. Vol. 1 (2). P. 198-226. DOI: 10.1037/1089-2680.1.2.198
Поступила в редакцию 2021-08-01
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Психология
Страницы
271-280