ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ К ФАСИЛИТАЦИОННОМУ ВЛИЯНИЮ: РАКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Оксана Александровна Кондрашихина
    • ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт
Ключевые слова: фасилитационное влияние, способность, психолог, предпосылки, составляющие

Аннотация

В статье рассматривается сущность способности психолога к фасилитационному влиянию как основному виду влияния в рамках гуманистической парадигмы. Раскрываются признаки и универсалии фасилитационного влияния (эмпатии, конгруэнтности, принятии и самопринятии психолога, его внимании к своему глубинному миру, чуткости к инсайту своему и клиента, толерантности и др.), его целевой, результативный, интенциональный, статусно-ролевой. операциональный компоненты. Описывается сложная система личностных особенностей (свойств и качеств), которые являются личностными предпосылками к фасилитационому влиянию. Раскрываются мотивационная и инструментальная (личностно-инструментальная и ситуативно-инструментальная) составляющие способности к фасилитациоонному влиянию психолога. Личностные предпосылки способности к фасилитационному влиянию - личностная зрелость психолога, достаточно высокий уровень его самоактуализации, наличие у него гуманистической системы ценностей, развитая система инструментальных составляющих данной способности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: монография. СПб.: Изд. дом “Питер”. 2001. 263 с.
2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 56-66.
3. Балл Г.А. «Психология» методологии: рациогуманистический взглядя // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 3-13.
4. Балл Г.А. Материалы круглого стола: тезисы // Практическая психология и социальная работа. 2002. № 2. С. 53-57.
5. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 7-19.
6. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект: монография. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
7. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема // Вестник знания. 1918. Вып. 2. С. 2-23.
8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие. К.: Укртехпрес, 1997. 216 с.
9. Боуэн М. В-Б. Духовность и личностно-ориентированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
10. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
11. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. 197 с.
12. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2. С. 5-24.
13. Капустин С.А. Деполяризация оценочной позиции как метод психологического консультирования // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 3. С. 13-19.
14. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М.: АПН СССР. 1989. 152 с.
15. Ковалев Г.А. Психология воздействия: теория, методология, практика: автореферат дис. … докт. психол. наук. М., 1991. 51 с.
16. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия: статья // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
17. Кондрашихин А.Б. Высшее образование в Севастополе: интеграция и трансформация // Наука и мир. 2016. № 10. С. 48-52.
18. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 44-54.
19. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической инициации // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 17-25.
20. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности: монография. Киев: Советская школа, 1989. 608 с.
21. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2001. 240 с.
22. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. Ростов н/Д.: Феникс,1996. 512 c.
23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: монография / пер. с англ. М.: Апрель Пресс. ЭКСМО-Пресс, 1999. 464 с.
24. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: монография / пер. с англ. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. 320 с.
25. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-59.
26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: монография. СПб.: Питер Ком. 1999. 720 с.
28. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание // Журнал практического психолога. 1997. № 6. C. 3-12.
29. Титаренко Т.М. Жизненный мир личности: в границах и за гранью обыденности: монография. Киев: Лебель, 2003. 376 с.
30. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: монография. М.: АН СССР. Ин-т психологии, 1991. 244 с.
31. Франкл В. Человек в поисках смысла: монография. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
32. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, 1993. № 2. С. 49-54.
33. May R. The Art of Counseling. N.Y.: Abington Press, 1967. 205 p.
34. Rogers C. A client-centered, Person-sentered approach to terappy // Psychoterapists Cashbook: Theory & Technigue iin Practiice. S-Fr.: Kutash & A.Wolf, 1988. P. 88.
Поступила в редакцию 2017-02-22
Опубликована 2017-09-25
Раздел
Психология
Страницы
316-321