ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

  • Юлия Геннадьевна Панюкова
    • ФГБОУ ВО «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: информационная среда, психосемантический анализ, субъективная значимость, случайные ассоциации, семантические универсалии, пространственные и темпоральные характеристики, объектные (прагматические) - субъектные (эмоциональные) атрибуты информационной среды, нормированная оценка значений, мера семантической близости значений

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования психосемантических характеристик разных видов информационной среды (интернет, книга, телевидение, радио, газета). Приводятся данные, касающиеся субъективной значимости разных ее видов. Анализируются количественные и качественные показатели дескрипторов, используемые респондентами для оценки разных ее видов. Выделены случайные ассоциации и ассоциативные семантические универсалии, характерные для оценки разных видов. Определены пространственно-темпоральные и объект-субъектные атрибуты разных видов информационной среды, проанализированы взаимосвязи в системе психосемантических характеристик таких ее видов, как интернет, книга, телевидение, радио и газета.

Литература

1. Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. С. 8.
2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30.
3. Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых индивидуальных технологий: возможности и ограничения// Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 38.
4. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. Вып. 1. С. 36-41.
5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет: монография. М.: Акрополь, 2010.
6. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности в деятельности: инвайронментальная составляющая // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2013. № 3. С. 5-13.
7. Голубева Н.А. Информационная социализация: психологические условия и факторы: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012.
8. Голубева, Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования, 2012, №1 (21).
9. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Разработка и апробация методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС) // Психологические исследования. 2012. Т. 2, № 22.
10. Ерохин Д.О. Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011.
11. Костяк Т.В. Личностные факторы информационной социализации молодежи // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50 (в печати).
12. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 7.
13. Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования. 2011. Т. 6, № 20. С. 2.
14. Мдивани М.О. Подросток в информационной среде (экспериментальное исследование): монография. М., 1999.
15. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск: монография. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014.
16. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. Материалы XII Международной научно-практической конференции 06-08 июля 2016 г. М.: Перо, 2016. С. 23-27.
17. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. № 23-35.
18. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста // Психологические исследования. 2010. Т. 1, № 9.
19. Пронин, Е.И., Пронина, Е.Е. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 151-161.
20. Серкин, В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ПЧЕЛА, 2008.
21. Склейнис В.А. Сопоставительный анализ семантических универсалий оценки представлений о себе и типа жизненного сценария личности // Интернет- журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 2 (март-апрель). С. 1-6.
22. Сладкова О.Б., Лопатина Н.В. Измерение объектов цифрового культурного пространства в аналитике социокультурной сферы // Научно-техническая информация. Сер.1. 2016. № 7. С. 1-5.
23. Шукова Г.В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов // Психологические исследования. 2013. Т. 6 (27).
24. Gosling S., Mason W. Internet Research in Psychology // Annual Review of Psychology. 2015. Vol. 66, pp.877-902. DOI: 10.1146\annurev-psych-010814-015321.
25. Valkenburg P.M., Peter J., Walther J.B. Media Effects: Theory and Research // Annual Review of Psychology. 2016. Vol. 67, pp.315-338. DOI: 10.1146\annurev-psych-122414-033608.
Поступила в редакцию 2017-05-23
Опубликована 2017-09-25
Раздел
Психология
Страницы
339-347