ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО КОДА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ДИСКУРСА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ВУЗЕ

  • Анатолий Геннадьевич Горбунов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Борисовна Ворожцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: дискурс, коммуникативная задача, алгоритм речевых действий, англосаксонская модель речевого взаимодействия, дискурсивная формула, интерпретация предметно-изобразительного кода, жанровая схема

Аннотация

На основе современных представлений о дискурсе и понимания алгоритма речевых действий, лежащих в основе эффективного речевого взаимодействия, рассмотрена среди прочих коммуникативных вызовов проблема интерпретации предметно-изобразительного кода через создание дискурса, соответствующего учебным и педагогическим целям в системе направлений подготовки бакалавриата. С целью решения заявленной проблемы определена жанровая схема, сообразная англосаксонской модели речевого взаимодействия, и разработана дискурсивная формула, которая позволяет обучающемуся предложить целевой аудитории развернутое речевое произведение как решение коммуникативной задачи, требующей декодировать во взаимосвязи друг с другом графический образ, его цифровые значения, его легенду и т.д. Дискурсивная формула, решающая проблему интерпретации предметно-изобразительного кода, имеет пятикомпонентную структуру и позволяет обучающемуся создать сообразный коммуникативному вызову дискурс, отвечающий учебным целям и задачам. Пример пошаговой реализации алгоритма необходимых речевых действий демонстрирует эффективность использования такой дискурсивной формулы в ходе интерпретации предметно-изобразительного кода в полноценное речевое произведение, имеющее композиционную целостность, линейную структурную организацию, внутреннюю логику и завершённость. Предложенное целевой аудитории речевое произведаение соотнесено с понятием дискурс, так как имеет ярко выраженный экстралингвистический фактор (дискурс = текст + ситуация). Такой подход к решению коммуникативной задачи «Интерпретация предметно-изобразительного кода» обусловливает развитие способности студента к эффективному речевому взаимодействию через решение подобного рода коммуникативных вызовов в условиях учебного занятия в высшей школе.

Литература

1. Ворожцова И.Б. О ресурсе речевой коммуникации в педагогической деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, вып. 3. С. 67-72.
2. Кронгауз М.А. Язык или коммуникация? Текст лекции. URL : http://polit.ru/article/2009/03/19/communication/ (дата обращения: 15.03.2014).
3. Labov, W. Language in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972. 412 p.
4. Chafe W. Discourse, consciousness, and time. The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 327 p.
5. Kaplan R.B. Cultural thought patterns in intercultural education // Language Learning, 1966. № 16. pp. 1-20.
6. Горбунов А.Г. Англосаксонская модель речевого взаимодействия как дидактический компонент обучения иностранному языку в сфере устного общения в неязыковом вузе // Перспективные направления развития современной науки: сб. науч. раб. III международной научной конференции Евразийского Научного Объединения. М.: ЕНО, 2015. С. 127-130.
7. Горбунов А.Г. Дискурсивная компетенция : ключевой компонент парадигмы обучения иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. ст. межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 19 февраля 2014 г.) / Мин-во образования и науки РФ, БашГУ; отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: БашГУ, 2014. С. 71-78.
8. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html (дата обращения: 15.12.2011).
9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2004. 390 с.
10. Ворожцова И.Б. Технологизация обучения в педагогических и образовательных практиках // Антропопраксис: ежегодник гуманитар. исслед. / Б.А. Архипов, Е.А. Бугрименко, Э. Бурман [и др.]; гл. ред. Б.Д. Эльконин; отв. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск, 2010. Т. 2. С. 152-163.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.
12. Кибрик А.А. Модус, жанры и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания, 2009. № 2. С. 3-21.
Поступила в редакцию 2017-02-17
Опубликована 2017-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
358-364