ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ Β ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МОДУЛЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА», ИХ ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ

  • Валерий Сергеевич Зашихин
    • Ижевский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
  • Андрей Георгиевич Поторочин
    • Ижевский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
Ключевые слова: преподаватели, студенты, преодоление затруднений, модуль «Специальная подготовка», педагогическая деятельность, критерии

Аннотация

Начинающие преподаватели испытывают затруднения в педагогической деятельности при обучении студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» (огневая подготовка, физическая культура, тактика применения специальных средств), т.к. большинство из них не имеют педагогического образования и ни одно учебное заведение не готовит специалистов в этой области. Цель: определить основные затруднения и разработать критерии для оценки уровня подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности. Объект исследования - процесс профессиональной подготовки преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» образовательных учреждений юридического профиля. Методы: анализ и обобщение литературы; анализ успеваемости студентов; анкетирование; интервьюирование; беседы; методы математической статистически. В результате исследования определены основные затруднения: содержательный вид деятельности (овладение передовым опытом обучения предмету); организационно-методический (организация осмысления учебной информации); коммуникативный (сплочение коллектива); освоение новых программ (отсутствие специализации на курсах повышения квалификации); работа со слабоуспевающими (изучение психологических особенностей слабоуспевающих). Разработаны критерии и определены уровни подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности: низкий (S < 3,5), средний (S от 3,5 до 4,3) и высокий (S > 4,3). Полученные результаты дали основание полагать, что подготовленность начинающих преподавателей к преодолению затруднений по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» находится на низком уровне. Перспективным направлением исследования является разработка структурно-содержательной модели и средств педагогического сопровождения процесса подготовки к преодолению затруднений преподавателей по дисциплинам: «Физическая культура» (раздел «Боевые приемы борьбы»), «Огневая подготовка» и «Тактика применения специальных средств».

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1975. 175 с.
2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 335 с.
3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
5. Поторочин А.Г. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Правоохранительная деятельность»: монография / РПА Минюста России, Ижевский юридический институт (филиал). М.: РПА Минюста России, 2014. 168 с.
6. Сластенин В.А. О критериях формирования социальной активной личности будущего учителя // Формирование социальной активной личности в условиях развития социализма: сб. науч. тр. М., 1983. С. 147-155.
7. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей. 1997. 230 с.
8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
Поступила в редакцию 2017-05-23
Опубликована 2017-09-25
Раздел
Педагогика
Страницы
365-371