КРИЗИС ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ

  • Ольга Владимировна Санникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: глобализация, локальность, городская идентичность, пространственная идентичность, территориальная идентичность, ретроспективная и проспективная городская идентичность, позитивная и негативная городская идентичность

Аннотация

В статье рассматривается проблема кризиса городской идентичности в условиях противостояния глобальных и локальных процессов в границах городского пространства. Городская идентичность рассматривается как разновидность социальной идентичности индивида в аспекте его связи с конкретной городской общностью. Исследование оснований и последствий кризиса городской идентичности производится в рамках трактовки этой идентичности как ценностно-смыслового единства индивида с городской общностью. Проблематика городской идентичности представлена анализом современных концепций социальных изменений городского пространства, связанных с глобальными потоками человеческих, финансовых, материальных и информационных ресурсов. В статье указывается, что кризис идентичности проявляется в потенциальной утрате индивидуально-личностной связи с городом, утрате привязанности к месту проживания, в исчезновении самой потребности в городской идентичности. Для выявления оснований сохранения городской идентичности вводятся понятия ретроспективной и перспективной городской идентичности. Ретроспективная городская идентичность имеет своим основанием существование в городском пространстве так называемых «мест памяти», объединяющих физическое пространство, фрагменты коллективной памяти и индивидуальное ценностное отношение к этой памяти как условие приобщения к истории города. Проспективная городская идентичность выражает единство и связность индивида с будущими состояниями городского сообщества как источника потенциальных социальных выборов. Оценка направленности городских изменений выражена в позитивной и негативной проспективной городской идентичности, которая определяет миграционные намерения горожан, их деятельное участие в судьбе города.

Литература

1. Ассман А. Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого. URL: http://gefter.ru/archive/11839
2. Барышниковат И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 2 (10).
3. Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. 2008. № 3.
4. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154.
5. Вяткин А.П. Кризис социальной идентичности и личностное конструирование экономических ролей // Психология в экономике и управлении. 2014. № 2. С. 5-13.
6. Горнова Г.В. Конфликтность городской идентичности // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2020. № 3 (25). С. 27-40.
7. Горнова Г.В. Городская идентичность: философско-антропологические основания. Омск: Амфора, 2019. 167 с.
8. Давыденко В.А. «Идентичность места» как критерий поддержки сетевых взаимодействий: теоретический анализ и эмпирические оценки // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 6. С. 104-119.
9. Дахин А.В. Город как место памятования // Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительный альманах. 2006. № 4. С. 164-179.
10. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. С. 54-59.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
12. Мусиездов А.А. Территориальная идентичность в современном обществе // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnaya-identichnost-v-sovremennom-obschestve
13. Мусиездов А.А. Идентичность места как результат средовой социализации // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. 2012. № 993. С. 32-37.
14. Окунев И.Ю. Территориальная и пространственная идентичность: концептуализация базовых понятий // Сравнительная политика. 2018. Т. 9, № 1. С. 18-25.
15. Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социальнонаучном знании // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 87-111.
16. Сабанчеев Р.Ю. Концепция «мест памяти» Пьера Нора как способ исторической реконструкции // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 1.
17. Самойлик Н.А. Феноменология кризиса идентичности // Мир культуры, науки, образования. 2010. № 6. С. 119-120.
18. Сеннет Р. Капитализм в большом городе // Логос. 2008. № 3.
19. Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства // Логос. 2008. № 3.
20. Титов В.В. Символическое пространство российской идентичности: ретроспективное измерение // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 58-60.
21. Федотова Н.Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20 (3). С. 32-49.
22. Фролов А.В., Суходольская Н.П. К феноменологии городского пространства // Вестник МГСУ. 2010. № 4. С. 394-399.
23. Харви Д. Право на город // Логос. 2008. № 3.
24. Щедровицкий П.Г. Философия развития и проблема города // Формула развития. М., 2005. С. 28-42.
25. Эриксон Э.Г. Кризис идентичности в автобиографической перспективе // Личность. Культура. Общество. 2008. Вып. 1 (40). С. 73-89.
Поступила в редакцию 2021-10-11
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Философия
Страницы
365-371