ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СИТУАЦИЯХ АВТОНОМНОСТИ И НЕАВТОНОМНОСТИ

  • Алина Владимировна Еремеева
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: субъект, проявления субъектности, психические состояния, потребность в автономности, гендер

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения гендерной специфики взаимосвязи проявлений субъектности (психических состояний, процессуальных и результативных параметров ситуации) с базовой психологической потребностью в автономии для применения полученных данных в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в университете. Цель исследования - определить общее и своеобразное в гендерных проявлениях субъектности в зависимости от степени автономности субъекта деятельности. Основной гипотезой выступило предположение о существовании различий в проявлениях субъектности в ситуациях с разным уровнем автономии у респондентов разного пола. Выборка составила 112 человек (56 мужчин и 56 женщин), мужчины от 22 до 42 лет (M=25, SD=3,5 лет), женщины от 22 до 45 лет (M=24, SD=2,8 лет). Респонденты-аспиранты (n=112) в форме свободного эссе описывали ситуации внешней и внутренней мотивации при обучении в университете и сравнивали их между собой по любым возможным критериям. Для обработки данных использованы методы контент-анализа, частотного анализа текста и критерий углового преобразования Фишера. Выявлены статистически значимые различия в эмоциональных и интеллектуально-эмоциональных проявлениях состояний у респондентов разного пола. В ситуациях автономности женщины чаще переживали состояния радости, интереса и увлеченности (p≤0,05), а мужчины - удовольствия (p≤0,01). Состояние облегчения в ситуациях неавтономности чаще испытывали женщины, чем мужчины (p≤0,01). По частоте упоминания процессуальных и результативных параметров ситуаций у респондентов разного пола различий не обнаружено. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ адаптации будущих специалистов к изменениям условий рынка труда.

Литература

1. Баурова Ю.В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 3. С. 132-139.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.
3. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования // Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997.
4. Еремеева А.В. Cпецифика проявлений субъектности в ситуациях автономности и неавтономности // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 3 (137). С. 158-167.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2012.
6. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб., 2010.
7. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М., 2017.
8. Клюкина Ю.В. Гендер как социально-культурный конструкт // Современное общество и власть. 2016. № 3 (9). С. 417-436.
9. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. № 1-2. С. 31-35.
10. Кузнецова А.А., Хахутадзе Н.М.К. Болометрический анализ публикационной активности по проблеме «гендер» в отечественной и зарубежной психологической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. 2019. № 4 (33). C. 195-204.
11. Мищенко Л.В. Пол и гендер в системном исследовании индивидуальности студентов в условиях образовательного пространства высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN519.pdf
12. Плотников В.П. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5. С. 26-39.
13. Ростова А.В. Категории «пол» и «гендер» как категории анализа гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 3 (53). С. 185-191.
14. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.
15. Салихова Н.Р. Построение жизни субъектом: саморегуляция и/или самоорганизация // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. С. 268-279.
16. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань, 2010.
17. Семенова Л.Э. Гендерный подход в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 69-73.
18. Соколов В.Ю. Гендер как социокультурная особенность личности // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 300-307.
19. Титова О.И. Взаимосвязь гендера и жизнестойкости в социальном взаимодействии // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 2. С. 111-126.
20. Хоч Н.С. К построению системной модели гендерной индивидуальности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (108). С. 181-187.
21. Цапанова С.С. Подходы к пониманию «гендера» в современной науке // Colloquium-journal. 2019. № 13-6 (37). С. 83-88.
22. Чекалина А.А. Психология гендерного самосознания. М., 2014.
23. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3, no. 2. P. 77-101.
24. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. P. 227-268.
25. Maccoby E., Jacklin C. The Psychology of Sex Differences. Stanford, 1978.
26. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. NY, 2017.
27. Stoller R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. NY, 1968.
Поступила в редакцию 2021-11-11
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Психология
Страницы
399-405