О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: личностная зрелость, самопонимание, позитивное мышление, аутосимпатия, автономность, контактность, факторный анализ

Аннотация

В статье поставлена проблема, направленная на определение структуры личностной зрелости в период ранней взрослости. В ходе теоретического исследования выявлено отсутствие единодушия в плане трактовки и концептуализации понятия личностной зрелости и определения ее структурных и содержательных элементов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты с первого по третий курсы гуманитарных направлений подготовки (девушки (103) и юноши (22) в возрасте от 17 до 20 лет). В результате применения процедур эксплораторного факторного анализа вычислена интегративная переменная личностной зрелости, которая рассматривается как совокупность когнитивных (самопонимание, позитивное мышление), эмоциональных (аутосимпатия) и поведенческих характеристик (автономность, контактность). Личностно зрелого субъекта в период ранней взрослости можно охарактеризовать как отличающегося оптимистичным взглядом на мир и жизнь в целом и глубинным постижением своей сущности, сочетающимся с положительными эмоциями расположенности к себе и умением сохранять личные границы, даже вступая в тесные отношения с окружающими. Рассмотренный алгоритм расчета интегральной переменной потенциально применим в исследованиях, направленных на изучение латентных, непосредственно не доступных для измерения психологических явлений.

Литература

1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
2. Габаева Л.М., Кожевникова О.В. Психологические предикторы личностной зрелости студентов университета // International conference on global trends in academic research: conference proceedings. USA, Los Gatos: Lulu Inc., 2020. P. 61-74.
3. Гильбух Ю.З. Тест-опросник личностной зрелости. Киев: НПЦ «Психодиагностика и дифференцированное обучение», 1994. 14 с.
4. Дмитриева Н.В., Самойлик Н.А. Кризис идентичности: феноменология переживания. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 233 с.
5. Клочкова Л.В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. 230 с.
6. Кожевникова О.В., Шрейбер Т.В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3. С. 381-395. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-381-395
7. Кулаичев А.П. О принципиальных искажениях метрических факторов в результате вращения // Моделирование и анализ данных. 2013. № 1. С. 78-87.
8. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.
9. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2014. № 2. С. 21-29.
10. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 169 с.
11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб. Речь, 2004. 392 с.
12. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
13. Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости. 2016. № 26 (247). С. 65-70.
14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 541 с.
15. Шляпникова И.А. Структурные особенности личностной зрелости взрослого человека // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 66-й науч. конф. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2014. С. 1558-1565.
16. Штепа Е.С. Социокультурные особенности развития человека на пути к личностной зрелости // Психология XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2004. С. 169-170.
17. Alexander K.L., Entwisle D.R. Personal Maturity Scale // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1988. Vol. 53, no. 2. P. 1-161. DOI 10.2307/1166081
18. Manukyan V.R., Golovey L.A., Strizhitskaya O.Yu. Formation of personality psychological maturity and adulthood crises. Psychology in Russia: State of the Art. 2015. No. 8 (2). Р. 99-112.
19. Morales-Vives F., Camps E., Dueñas J.M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality // Psicothema. 2020. Vol. 32, no. 1. Р. 84-91. DOI: 10.7334/psicothema2019.262
20. Yates J. The maturity and the development of personal skills and qualities // Journal of further and higher education. 1994. Vol. 18, no. 3. P. 109-118. DOI: 10.1080/0309877940180310
Поступила в редакцию 2021-10-18
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Психология
Страницы
428-434