ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Ирина Александровна Шевякова
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
  • Светлана Леонидовна Троянская
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, универсальные и профессиональные компетенции, оценочные средства, врачи - организаторы здравоохранения

Аннотация

Целью исследования явилась оценка эффективности формирования универсальных и профессиональных компетенций врачей-организаторов здравоохранения при дистанционном обучении на циклах повышения квалификации. В задачи исследования входили разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с включением модуля обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации», разработка дистанционного курса «Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» с адаптированной системой оценки уровня сформированности компетенций в форме тестового контроля и экспериментальная проверка эффективности формирования универсальных и профессиональных компетенций врачей-организаторов здравоохранения при дистанционном обучении в сравнении с традиционной формой на циклах повышения квалификации. Получены достоверные результаты об эффективном формировании компетенций как при традиционном обучении, так и при обучении с использованием ДОТ. Проведена оценка достоверности различий результатов тестирования после обучения между экспериментальной группой, обучающейся с использованием ДОТ, и контрольной группой, использующей традиционную форму обучения. Статистически значимых различий в результатах тестирования между сравниваемыми группами не выявлено. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что использование в обучении ДОТ и адаптированной к ним системы контроля качества образования позволяет эффективно формировать универсальные и профессиональные компетенции врачей на циклах повышения квалификации. При этом должны быть проведены обязательные предварительные мероприятия, включающие разработку программы повышения квалификации, c включением дистанционного модуля обучения, и разработку дистанционного курса с адаптированной системой контроля знаний.

Литература

1. Алексеев Г.В., Андреев С.И., Боровков М.И. Современные подходы к решению некоторых проблем непрерывного образования: монография. Саратов: Вузовское образование, 2015. 195 c.
2. Аллен М. E-learning. [Электронный ресурс]: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / пер. с англ. И. Окуньковой; ред. В. Ионов. М.: Альпина Паблишер, 2017. 200 c.
3. Бекетова О.Н., Демина С.А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 69-78.
4. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в современном контексте: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
5. Горячева С.А., Приходько О.Б., Кострова И.В. Дистанционное и симуляционное обучение в формировании компетенций // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 1. С. 56-58.
6. Карманова Е.В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография. М.: Флинта, 2017. 159 с.
7. Леонов Н.И., Наумова Т.А. Виртуальное пространство - новая форма бытия современного мира // On the Way to a Stable World: Security and Sustainable Development. A Collection of Scientific Papers. San Diego, 2015. С. 18-22.
8. Медведева С.Н., Тутубалин П.И. Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Moodle // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15, № 1. С. 555-566.
9. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47-52.
10. Об образовании в РФ: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
11. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2558-2566.
12. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Ин-т педагогики, психологии и соц. технологий, Каф. педагогики и пед. психологии. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 174 с.
13. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография. М.: Современная гуманитарная академия, 2009. 284 c.
14. Шестак Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход = Vocational education and competency approach // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 38-43.
15. Шлыков А.В. Дистанционное обучение в российской системе образования // Либерально-демократические Ценности. 2017. Т. 1, № 1. URL: https://liberal-journal.ru/PDF/04LDZ117.pdf
Поступила в редакцию 2021-10-18
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Педагогика
Страницы
446-453