НАМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Андрей Анатольевич Калиненко
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, аффективный и интеллектуальный компоненты намерений личности, кросскультурные различия, контент-анализ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования структуры и особенностей намерений лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях ( N = 137), в сравнении с данными респондентов из нормальных условий жизнедеятельности ( N = 60). По результатам исследования установлены разрыв и рассогласование аффективного (переживания нужды) и интеллектуального (конкретных способов и средств достижения цели) компонентов намерений, выражающихся дефицитарностью интеллектуальной активности, рассогласованностью цели и способов ее достижения, замещением интеллектуального компонента в связи с имеющимися сомнениями в действенности собственных способов и средств достижения цели религиозно-мифологическими представлениями о Божественной помощи (притчами или благодетельством Божественных сил). Обнаружены кросскультурные различия в направленности и ресурсах реализации намерений: намерения осужденных, первичная социализация которых проходила в русской культурной среде, в большей мере ориентированы на собственное Я с включением внутренних субъектных ресурсов. У осужденных-удмуртов намерения в большинстве своем отличаются социальной направленностью с адаптивными возможностями во взаимодействии с внешним миром.

Литература

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: АСТ-Пресс, 2002. 460 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 240 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
4. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладеющего поведения в современном российском обществе: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. / Изд-во Ин-т психологии РАН [и др.]. - Кострома, 2010. Т. 2. С. 40-42.
5. Калиненко А.А. Ценностно-смысловые факторы намерений личности в трудных жизненных ситуациях (на примере принудительной социальной изоляции): автореф. дис. …канд. психол. наук. Екатеринбург, 2016. 24 с.
6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
7. Миронова Т.И. Социальная психология реабилитации депривационных ограничений (на примере детско-молодежных групп временного типа): автореф. дис. … докт. психол. наук. Кострома, 2012. 58 с.
8. Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. 1998. № 36. С. 8-9.
9. Нартова-Бочавер С.К. Развитие идей Л.И. Анцыферовой о методологии практической психологии личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 6. С. 35-45.
10. Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях. Ижевск, 2001. 59 с.
11. Хотинец В.Ю., Сунцова Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 4. С. 17-29.
12. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие. М.: Форум, 2012. 87 с.
13. Хотинец В.Ю., Калиненко А.А. Ценностно-смысловые факторы жизненных намерений лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 55-69.
Поступила в редакцию 2016-11-21
Опубликована 2017-06-23
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
213-218