АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТОВ БИЛИНГВИЗМА НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

  • Лейсан Галимзяновна Гильмуллина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: мета-анализ, эффекты билингвизма, исполнительные функции, билингвы, монолингвы

Аннотация

В статье исследуются обновленные данные мета-анализа зарубежных авторов, занимающихся актуальными проблемами двуязычия, и раскрывается ряд причин, указывающих на преимущества в исполнительных функциях в пользу двуязычных людей. Большинство исследователей отмечает, что изучение и использование второго языка требует предметно-универсальных исполнительных функций, преобладающих у билингвов. Однако недавние исследования и мета-анализы поставили под сомнение этот факт. В своих работах Джон Г. Гранди представил анализ 167 независимых исследований в поддержку утверждения о преимуществах билингвизма, исключив случайные результаты, которые показывали бы равное количество исследований в пользу одноязычных, чем двуязычных. Эти результаты не могут быть объяснены предвзятостью публикаций, годом публикации или размером выборки. Важно то, что анализируемые данные не противоречат результатам, касающимся общих размеров эффекта билингвизма, и выводят на поиск ответа на вопрос: Когда билингвы превосходят монолингвов в выполнении задач, задействующих исполнительные функции?

Литература

1. Веракса, А. Н. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований / А. Н. Веракса, М. Н. Гаврилова, Д. А. Бухаленкова // Психологический журнал. 2019. - T. 40, № 3. - C. 64-76. - http://doi.org/10.31857/S020595920004599-4
2. Виленская, Г. А. Исполнительные функции: природа и развитие / Г. А. Виленская // Психологический журнал. - 2016. - T. 37, № 4. - C. 21-31.
3. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания // А. А. Леонтьев. - стереотип. - Москва: URSS, 2020. - 312 с.
4. Николаева, Е. И. Что такое “executive functions” и их развитие в онтогенезе / Е. И. Николаева, Е. Г. Вергунов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2017. - Т. 10, № 2. - С. 62-81.
5. Новгородова, Ю. О. Двуязычный эффект в развитии управления изменением поведения / Ю. О. Новгородова // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 31, № 3. - С. 281-286. - Doi: 10.35634/2412-9550-2021-31-3-281-286.
6. Хотинец, В. Ю. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов / В. Ю. Хотинец, Д. С. Медведева // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 2. - С. 25-35.
7. Хотинец, В. Ю. Executive Functions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов / В. Ю. Хотинец, С. А. Сальнова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2020. - Т. 17, № 3. - С. 412-425. - Doi:10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425.
8. Хотинец, В. Ю. Психолого-педагогическая модель развития речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов с трудностями речепорождения / В. Ю. Хотинец, Д. С. Медведева, О. В. Кожевникова // Вестник Вятского государственного университета. - 2021. - № 2 (140). - С. 110-122.
9. Interactional context mediates the consequences of bilingualism for language and cognition / A. L. Beatty-Martınez, C. A. Navarro-Torres, P. E. Dussias [et. al.] // Journal of Experimental Psychology Learning, Memory, and Cognition. - 2019. - https://doi.org/10.1037/xlm0000770.
10. Bialystok, E. Bilingualism as a Slice of Swiss cheese / E. Bialystok // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. -Doi: 10.3389/fpsyg.2021.769323.
11. Do bilingual advantages in attentional control influence memory encoding during a divided attention task? / N. H. Brito, E. R. Murphy, C. Vaidya, R. Barr // Bilingualism Language and Cognition. - 2016. - Vol. 19, no. 3. - Р. 621-629.
12. Variations on the bilingual advantage? Links of Chinese and English proficiency to Chinese American children’s self-regulation / S. H. Chen, Q. Zhou, Y. Uchikoshi, S. A. Bunge // Frontiers in Psychology. - 2014. - Vol. 5:1069. - Doi: 10.3389/fpsyg.2014.01069.
13. Deluca, V. Linguistic immersion and structural effects on the bilingual brain: A longitudinal study / V. Deluca, J. Rothman, C. Pliatsikas // Bilingualism Language and Cognition. - 2019. - Vol. 22, no. 5. - Р. 1160-1175.
14. Delcenserie, A. The effects of age of acquisition on verbal memory in bilinguals / A. Delcenserie, F. Genesee // International Journal of Bilingualism. - 2017. - Vol. 21, no. 5. - Р. 600-616.
15. Donnelly, S. Is there a bilingual advantage on interference-control tasks? A multiverse meta-analysis of global reaction time and interference cost / S. Donnelly, P. J. Brooks, B. D. Homer // Psychonomic Bull. Rev. - 2019. - Vol. 26. - Р. 1122-1147. - Doi: 10.3758/s13423-019-01567-z.
16. Neurophysiological marker of inhibition distinguishes language groups on a non-linguistic executive function test / M. Fernandez, J. L. Tartar, D. Padron, J. Acosta // Brain and Cognition. - 2013. - Vol. 83, no. 3. - Р. 330-336.
17. Grundy, J. G. The effects of bilingualism on executive functions: an updated quantitative analysis /j. G. Grundy //j. Cult. Cogn. Sci. - 2020. - Vol. 4. - Р. 177-199. - Doi: 10.1007/s41809-020-00062-5.
18. Where is the bilingual advantage in task-switching? / M. Hernandez, C. D. Martin, F. Barcelo, A. Costa // Journal of Memory and Language. - 2013. - Vol. 69, no. 3. - Р. 257-276.
19. Kalia, V. Better early or late? Examining the influence of age of exposure and language proficiency on executive function in early and late bilinguals / V. Kalia, M. P. Wilbourn, K. Ghio // Journal of Cognitive Psychology. - 2014. Vol. 26, no. 7. - Р. 699-713.
20. Kapa, L. L. Attentional control in early and later bilingual children / L. L. Kapa, J. Colombo // Cognitive Development. - 2013. - Vol. 28, no. 3. - Р. 233-246.
21. Bilingualism and the increased attentional blink effect: Evidence that the difference between bilinguals and monolinguals generalizes to different levels of second language proficiency / V. Khare, A. Verma, B. Kar, N. Srinivasan, M. Brysbaert // Psychological Research Psychologische Forschung. - 2013. - Vol. 77, no. 6. - Р. 728-737.
22. Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review / M. Lehtonen, A. Soveri, A. Laine, J. Ja¨rvenpa¨a¨ [et. al.] // Psychological Bulletin. - 2018. - Vol. 144, no. 4. - Р. 394-425. - Doi: 10.1037/bul0000142.
23. Training in language switching facilitates bilinguals’ monitoring and inhibitory control / C. Liu, C. L. Yang, L. Jiao [et. al.] // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. - Р. 1839.
24. Luk, G. Is there a relation between onset age of bilingualism and enhancement of cognitive control? / G. Luk, E. R. I. C. De Sa, E. Bialystok // Bilingualism Language and Cognition. - 2011. - Vol. 14, no. 4. - Р. 588-595.
25. Pelham S. D. Cognitive advantages and disadvantages in early and late bilinguals / S. D. Pelham, L. Abrams // Journal of Experimental Psychology. - 2014. - Vol. 40, no. 2. - Р. 313-325.
26. Pliatsikas, C. Understanding structural plasticity in the bilingual brain: The Dynamic Restructuring Model / C. Pliatsikas // Bilingualism: Language and Cognition. - 2020. - Vol. 23, no. 2. - Р. 459-471.
27. Pliatsikas, C. Immersive bilingualism reshapes the core of the brain / C. Pliatsikas, V. DeLuca, E. Moschopoulou, J. D. Saddy // Brain Structure and Function. - 2017. - Vol. 222, no. 4. - Р. 1785-1795.
28. Cultural effects rather than a bilingual advantage in cognition: a review and an empirical study / S. Samuel, K. Roehr-Brackin, H. Pak, H. Kim // Cognitive Science. - 2018. - Vol. 42, no. 7. - P. 2313-2341. - URL: https://doi.org/10.1111/cogs.12672.
29. Bilingual advantage in attentional control: Evidence from the forced attention dichotic listening paradigm / A. Soveri, M. Laine, H. Ha¨ma¨la¨inen, K. Hugdahl // Bilingualism Language and Cognition. - 2011. - Vol. 14, no. 3. Р. 371-378.
30. The efficiency of attentional networks in early and late bilinguals: the role of age of acquisition / L. Tao, A. Marzecova, M. Taft [et. al.] // Frontiers in Psychology. - 2011. - Vol. 2. - Р. 123.
31. The influence of language-switching experience on the bilingual executive control advantage / N. Verreyt, E. V. Y. Woumans, D. Vandelanotte [et. al.] // Bilingualism Language and Cognition. - 2016. - Vol. 19, no. 1. - Р. 181-190.
32. Xie, Z. Second language (L2) proficiency, socioeconomic status (SES), and intelligence (IQ) are significant predictors of cognitive control differences among young adult unbalanced Chinese-English bilinguals / Z. Xie, T. S. Pisano // Bilingualism Language and Cognition. - 2019. - Vol. 22, no. 4. - Р. 866-882.
33. Zhou, B., Krott A. Data trimming procedure can eliminate bilingual cognitive advantage / B. Zhou, A. Krott // Psychonomic Bulletin and Review. - 2016. - Vol. 23, no. 4. - Р. 1221-1230.
Поступила в редакцию 2022-01-12
Опубликована 2022-03-29
Раздел
Психология
Страницы
49-56