БИОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВЕРНЕРА ЛОХА

  • Геннадий Егорович Соловьев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: антропологический подход, жизненный путь и воспитание, биографические компетенции, педагогическое понимание, педагог как значимый Другой

Аннотация

Статья посвящена биографической теории воспитания, разработанной немецким педагогом В. Лохом в 70-е годы двадцатого столетия. Воспитание анализируется автором в контексте жизненного пути человека как основного антропологического понятия педагогики. Жизненный путь человека рассматривается как определенная схема образования. Воспитанием человека является оказание помощи, способствующее преодолению растущим поколением биографических ситуаций, заложенных в жизненном пути. В статье дано описание стадий биографического развития человека и необходимых компетентностей, позволяющих ему преодолевать жизненные и учебные ситуации. Главная роль воспитателя заключается в том, чтобы помогать воспитаннику в его стремлении к самоосуществлению и успешной самореализации в жизни. Важным условием воспитания является педагогическое понимание, которое позволяет воспринимать ребенка в контексте своего жизненного пути и задач развития, определенных жизненным возрастом. Педагог рассматривается как значимый Другой, оказывающий наиболее сильное влияние на воспитанника и становящийся символической фигурой в жизненном становлении человека.

Литература

1. Огурцов, А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А. П. Огурцов // Человек. - 2002. - № 2. - С. 71-87.
2. Соловьев, Г. Е. Педагогическая антропология: зарубежный опыт / Соловьев Г. Е. // Педагогическая антропология: Хрестоматия / научный редактор и автор вступит. статьи Г. Е. Соловьев. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2008. - С. 6-30.
3. Соловьев, Г. Е. Судьба человека как антропологическая проблема: oчерки по педагогической антропологии / Соловьев. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2003. - 158 с.
4. Яценко, И. А. Диагностическое изучение биографий в современной отечественной и немецкой педагогике / И. А. Яценко // Теория и практика общественного развития. - 2014. - N2. - С. 208-211.
5. Brinkmann, W. Phänomenologische Erziehungwissenschaft. Ein systematischer Uberblick von ihren Anfängen bis heute / W. Brinkmann // Brinkmann M., Rödel S., Buck M. (Hg). Pädagogik - Phänomenologie. Verhältnisbestimmungen und Herausforderungen, hrsg. -.Wiesbaden : Springer VS. - 2017. - S. 17-46.
6. Buck, M. Werner Loch - ein später Nachruf / M. Buck // Mitteilungsblatt des Forderkreises Bibliothek fur Bildungsgeschichliche Forschunde. - 2013. - V. 23(2013)1. - S.16-32 //www.urn:nbn:de:0111-pedocs-159799
7. Loch, W. Anthropologische Dimension der Pädagogik. Essen. Neue Deutsche Schule Verlagsgesellschaft / W. Loch. - 1963. - 114 s.
8. Loch, W.: Curriculare Kompetenz und pädagogische Paradigmen. Zur anthropologischen Grundlegung einer biographischen Erziehungstheorie / W. Loch // Bildung und Erziehung - 1979. - 32.3. - S. 241-266.
9. Loch, W. Das Vaterbild im Lebenslauf. Moglichkeiten einer Rolle- Schwierigkeiten eines Seins / W. Loch // Dikow J. (Hg) Die Bedeutung biographischer Forschung für den Erzieher. Münstersche Gespräche zu Themen der wissenschaftlichen Pädagogik. H. 5. - Münster : Aschendorff, 1988. - S. 32-52.
10. Loch, W. Der Lebenslauf als anthropologischer Grundbegriff einer biographische Erziehungstheorie / W. Loch // Krüger H.-H., Marotzki W (Hg) Handbuch erziehungswissenschaftliche Biographieforschung. 2 überarbeitete und aktualisierte Auflage. - VS Verlag. - 2006. - S. 71-90.
11. Loch, W. Der pädagogische Sinn der anthropologischen Betrachtungsweise / W. Loch // Bildung und Erziehung. -1965. - N 8. - S. 164-180.
12. Loch, W. Die allgemeine Pädagogik in der phänomenologischer Hinsicht / W. Loch // Brinkmann W., Petersen J. (Hg) Theorien und Modelle der allgemeine Pädagogik. - Augsburg : Auer, 1998. - S. 308-333.
13. Loch, W.: Enkulturation als anthropologischer Grundbegriff der Pädagogik / W. Loch // Bildung und Erziehung. -.1968. - N21. - S. 161-178.
14. Loch, W. Lebenslauf und Erziehung / W. Loch. - Essen : Neue Deutsche Schule Verlagsgesellschaft, 1979. - 287 s.
15. Loch, W. Konstellation der bedeutungsvollen Anderen im lebendsgeschichtlichen Gespräch des Indiviguums. Uber eine soziologische Bedingung pädagogischen Verstehens / W. Loch // Bildung und Erziehung. - 41.3. - 1988. - S. 245-257.
16. Loch, W. Pädagogik, phänomenologische / W. Loch // Lenzen D (Hg) Pädagogische Grundbegriffe. B. 2. - Reinbek: Rowohlt, - 2001. - S. 1196-1219.
17. Kraft, V. Probleme einer pädagogischen Theorie der Beratung / V. Kraft // Bildung und Erziehung. - 1993. - 46.3 - S. 345-358.
18. Papenkort, U. Akkulturation als anthropologischer Grundbegriff der Pädagogik / U. Papenkort // Bildung und Erziehung. - 2012. - 65.1. - S. 91-105.
Поступила в редакцию 2022-02-21
Опубликована 2022-03-29
Раздел
Педагогика
Страницы
76-85