СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

  • Евгений Владимирович Анфалов
    • Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске
Ключевые слова: компетентность, рефлексивно-прогностическая компетенция, формирование, курсант военного вуза

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов как одно из актуальных направлений совершенствования образовательного процесса высшего военного образования. Исследуются научные взгляды на современное состояние понятийно-категориального аппарата исследуемой проблемы. Помимо исследования общепринятых и известных педагогических понятий и категорий, предлагаются их авторские дефиниции. На основе этимологического и контекстуального анализа, синтеза понятий заявленного педагогического продукта теоретически обосновывается потребность педагогической теории и практики военного образования в решении проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. По мнению автора, решение рассматриваемой проблемы в ходе учебной и воспитательной деятельности в военных вузах позволит готовить офицеров-профессионалов, способных решать любые служебные задачи в условиях сложной, динамично меняющейся обстановки.

Литература

1. Антипова В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете // Педагогика. 2006. № 8. С. 57-62.
2. Анфалов Е.В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2016. № 3. С. 9-15.
3. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987. 46 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
7. Речь Путина В.В. на приеме в Кремле в честь выпускников военных вузов 28.06. 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52285 (дата обращения: 20.10.2016).
8. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70736882/ (дата обращения: 05.10.2016 г.).
9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 576 с.
10. Стенограмма совещания у Президента РФ по вопросам развития системы военного образования 15.11.2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 (дата обращения: 05.10.2016).
11. Уварина Н.В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации учащихся // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. С. 20-25.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24.01.2011 г. № 83) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 28.09.2016).
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23.04. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 14.10.2016).
14. Чекалина Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 411-413.
15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.
Поступила в редакцию 2017-04-20
Опубликована 2017-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
227-232